30 апреля 2011 в 16:13

Учеба в нашем Агроцентре - самый короткий путь для получения практических знаний агрономами и руководителями бизнеса

ДЗЕН

 Интервью c директором департамента защиты растений БАСФ Алексея Макарычева

— Алексей Васильевич, из-за засухи в прошлом году рынок пестицидов в России упал на 15%. Объем продаж подразделения средств защиты растений БАСФ, по нашим данным, составил 90 млн. долл. Как Вы оцениваете результаты 2010 г.

— Да, в 2010-м рынок действительно просел, по нашим оценкам на 15—20%. Но для нас год был успешным. Мы хорошо поработали, развили стратегию дистрибьюции, укрепили взаимоотношения с клиентами, наши продажи выросли более чем на 30% по сравнению с 2009 г.

Наш бизнес вырос по нескольким направлениям. Несмотря на засуху, мы увеличили продажи в зерновом сегменте. Хорошие результаты дал соевый рынок, и особенно, рынок подсолнечника. В этом году по технологии Clearfield мы ожидаем утроение продаж. Мы видим колоссальное увеличение потребности хозяйств  в этой технологии. Что называется, прорвало «плотину» в сознании производителей подсолнечника. На рынке садов мы также сработали результативно, и в этот сезон вошли с хорошим заделом.

На подложке

Clearfield — производственная система для подсолнечника. В ее основе использование гербицида из класса имидазолинонов Евро-Лайтнинг в посевах устойчивых к нему гибридов.

— В 2011 г. на российском рынке появилось сразу 3 новых препарата компании БАСФ, причем 2 из них — с новым действующим веществом — боскалидом. О нем мы публикуем подробную статью в этом номере газеты. Расскажите о новинках.

— БАСФ создает новые продукты и выводит их на рынок для того, чтобы отвечать новым потребностям. Важной составляющей нашей работы является распознать эти потребности и дать продукты для их удовлетворения.

 В 2011 году на подсолнечнике и рапсе зарегистрирован двухкомпонентный фунгицид Пиктор. Он начал применяться в Европе  только три года назад и уже стал бестселлером. Сегодня он  уже доступен и российскому производителю, хотя раньше новинки доходили до нашего рынка, спустя 10—20 лет. Этот препарат относится к совершенно новому поколению фунгицидов, способных  повысить урожайность и качество даже при  низком уровне заболеваний.

Новая микрокапсулированная препаративная форма гербицида Стомп — Стомп Профессионал — с расширенным спектром и пролонгированным действием не пройдет незамеченной у наших овощеводов. К осеннему сезону мы ожидаем к выходу еще две новинки: двухкомпонентный протравитель на зерновых, позволяющий отказаться от дополнительных стимуляторов прорастания семян и еще один Европейский блокбастер на рапсе, двухкомпонентный фунгицид с росторегулирующими свойствами.

Задача БАСФ — нести на рынок научно-технический прогресс. Мы идем на ключевые культуры и даем то, за что потребитель готов платить. Ни один аграрий не будет тратить деньги на то, что не дает ощутимого эффекта. Мы стараемся давать такие решения, от которых отдача будет максимальна.

Уверен, что в долгосрочной перспективе путь, связанный с интенсификацией и применением инновационных решений — это путь успеха. Те, кто работает по-старинке, никогда не получат конкурентного преимущества, так необходимого для устойчивого развития.

Новые решения, которые мы предлагаем, прежде всего, должны пройти через сознание агронома и руководителя хозяйства, чтобы произошло осознание — это новое качество, которого еще не было в агрономической практике. Например, сегодня мы предлагаем препарат Пиктор для подсолнечника и рапса, обладающий целым комплексом положительных воздействий на растения. Такого на рынке нет. Фактически мы создаем новый сегмент рынка.

Совместно с семенными компаниями, мы уже создали сегмент производственной системы Clearfield для подсолнечника. Три года назад, когда только начинали выводить систему Clearfield на российский рынок, мало кто верил, что ее будут покупать и что за ней большое будущее. Теперь ее применение стало элементом культуры земледелия.

И мы идем дальше, выводим на рынок аналогичную систему для рапса — это устойчивые гибриды рапса к гербициду Нопасаран, который находится в завершающей стадии регистрации.

— Многие крупные пестицидные компании занимаются производством семян и созданием генетически модифицированных (ГМ) растений.

Планирует ли БАСФ развивать эти направления?

Биотехнология в растениеводстве — это современное направление традиционной селекции растений. Она открывает новые возможности для сельхозпроизводителя в виде широкого спектра высокоурожайных сортов гибридов, адаптированных к местным условиям. Компания БАСФ уверена, что биотехнологии растениеводства — это ключевая технология, благодаря которой выиграют производители, мировое сообщество и все население планеты. Биотехнология растений представляет ключевой элемент долгосрочной бизнес стратегии БАСФ, которая активно развивается как один из четырех краеугольный камней этой стратегии. По этой причине, БАСФ с оптимизмом воспринимает все набирающее обороты развитие биотехнологий и их использование в растениеводстве.

— Есть ли у БАСФ планы по партнерству, совместным проектам в России и мире? 

По производственной системе Clearfield БАСФ сотрудничает как с международными компаниями, так и с локальными. В России нашими активными партнерами являются: Сингента, Коссад, Евралис, Лимагрен, Мей Агро, Агриматко, РАГТ.

— Как Вы оцениваете состояние и перспективы российского пестицидного рынка и сельского хозяйства в целом?

— Сельское хозяйство очень инертно и в этом его сила. Если другие отрасли в кризис обвалились разом, то в сельском хозяйстве последствия кризиса появились гораздо позже и оказались более тягучими. Теперь же отрасли промышленности восстановились, а в агробизнесе мы ощущаем последействие кризиса. Прошедший крайне неблагоприятный год подкосил экономику сельского хозяйства. Думаю, что восстановление продлится не менее 2—3 лет. Даже при активной поддержке правительства оно будет медленным. У хозяйств образовались большие задолженности перед банками, кредитные ресурсы ограничены, сегодня хозяйства находятся в сложной ситуации. Недобор зерна в прошлом году привел к введению запрета на его экспорт, что привело к снижению цены на внутреннем рынке, и, как следствие, к снижению доходности выращивания зерновых. А значит у хозяйств меньше средств, которые они могут вложить в производство в новом сезоне.

— Как вы относитесь к идее обнуления пошлин на ввоз действующих веществ и повышению пошлин на ввоз готовых препаратов?

— Это утопия. Это попытка остановить прогресс. Если какие-то действия будут проведены в этом направлении, это будет, с моей точки зрения, ошибкой, которая обернется, в конечном счете, потерями для сельхозпроизводителей. В результате будет экономически ограничена возможность доступа хозяйств к инновационным продуктам и технологиям, в создание которых вложены многие миллионы евро или долларов. Приход этих инноваций  в Россию будет задержан. Производитель будет вынужден использовать не вполне современный и ограниченный набор средств защиты растений.

Инновации необходимы российскому сельскому хозяйству для того, чтобы оно стало конкурентоспособным. Ему нужны высокопроизводительная техника, высококачественные семена, новейшие технологии и средства защиты растений. Такие компании, как БАСФ, ведут на рынок новейшие достижения науки и технологические разработки. Ежедневно компания вкладывает в науку миллион евро. Причем новинки создаются учеными для конкретных рынков, открываются новые перспективы развития, о которых никто ранее может быть и не думал. Эти новинки создают добавочную стоимость и в конечном итоге помогают сельхозпроизводителям стать более сильными, профессиональными и конкурентоспособными.

Если доступ к мировым инновациям будет ограничен, пострадают в первую очередь сельхозпроизводители. Среди аграриев минимум 5—8% — это новаторы. Они первыми пробуют все новое, активно ищут пути повышения эффективности производства. Но если будут введены дискриминационные таможенные пошлины на импортные препараты, то, в первую очередь, уйдут именно инновационные продукты, которые станут неконкурентоспособными по цене. А вот китайские —  останутся. Они сильно выиграют от этой ситуации. Кроме того, увеличение пошлин, по моему мнению, приведет к росту цен на продукты питания на внутреннем рынке, как это произошло, например, с автомобилями.

— Как БАСФ ведет борьбу с подделками? Какие меры, на Ваш взгляд, помогут решению этой проблемы в России?

— Проблема подделок — глобальная и бороться с ними нужно на всех уровнях. Прежде всего, создавать условия невозможности ведения этой деятельности на законодательном уровне.

Нужны правила, регулирующие бизнес в сфере средств защиты растений. Как правила дорожного движения. Четкие, ясные, строгие. В этом направлении необходимо сотрудничество между российскими и зарубежными производителями. В рамках Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) создана рабочая группа и я поддерживаю идею взаимодействия с Российским союзом производителей химических средств защиты растений, а также с Правительством и Госдумой, по выработке таких правил. Только совместная деятельность может привести к положительным результатам в деле борьбы с контрафактом.

Сегодня средствами защиты растений в России может заниматься кто угодно. Это открытое поле для незаконного предпринимательства. Для начала было бы полезным, формировать и публиковать списки официальных дистрибьюторов, сертифицированных для работы с ХСЗР. Путь борьбы с контрафактом требует понимания на всех уровнях бизнеса и власти.

— Какие препараты БАСФ подделывают чаще всего?

— Мы сталкивались с подделками таких препаратов, как БИ-58 Новый, Фастак, Рекс Дуо, Пивот, Стомп.

— Чтобы наглядно демонстрировать технологии и результаты применения продукции БАСФ, по всей Восточной Европе создаются Агроцентры. Как развивается этот проект в России? Что можно увидеть и чему научиться на полях российских Агроцентров БАСФ? Расскажите о наиболее интересных примерах из практики их работы.

— БАСФ была первой компанией, которая начала создавать свои Агроцентры в разных почвенно-климатических регионах России. В этих Агроцентрах мы отрабатываем самые современные технологии производства, считаем затраты и доходы их применения. Учеба в Агроцентре БАСФ — это самый короткий путь для получения практических знаний агрономами и руководителями бизнеса.

В Агроцентрах мы демонстрируем технологии целиком, начиная от обработки почвы и внесения удобрений, подборки сортов и гибридов, заканчивая уборкой урожая и его реализацией на рынке. Это наша Агроакадемия. В ней мы передаем знания и опыт, накопленные в России и за рубежом, сконцентрированные в конкретном регионе на конкретной культуре, в конкретном хозяйстве. Активно проводим обучающие семинары, дни поля, даем консультации. В Агроцентрах с нами охотно сотрудничают семеноводческие компании, которые показывают свои новые гибриды, а также производители сельскохозяйственной техники. Агроцентры — это место, где можно увидеть все новое в работе и оценить результаты сегодня.

Чтобы обучаться в Агроцентре, аграрии из регионов подают заявки. На их основании формируются группы и назначаются даты проведения учебы. На базе Агроцентров проводится также обучение и специалистов БАСФ. Конечно, это затратная деятельность, но мы из года в год накапливаем опыт, а он бесценен.

— Чему стоит поучиться российским аграриям у германских коллег?

— Вопросам организации. Тому, как организовать производство и как оно должно управляться. Одна из сложностей сегодняшней действительности — это принятие процесса сельхозпроизводства как системы. У нас зачастую бывает много импровизации. Поэтому организация производственных процессов — это очень важная часть работы в сельском хозяйстве. Этому нужно постоянно учиться. Конечно, нельзя слепо копировать зарубежный опыт, его нужно переносить обдуманно, адаптировать к конкретным условиям.

— Как Вы считаете, может ли сельское хозяйство обойтись без господдержки?

— Мы живем не в изолированной среде. В зависимости от условий, складывающихся на мировом рынке, наша отрасль должна строить свои системы поддержки хозяйствования. Если в западноевропейских странах правительственные субсидии составляют 300 евро/га, в странах Восточной Европы — 200—250 евро/га, а у нас — несоразмерно меньше, то нашему сельскохозяйственному производителю сложно быть конкурентоспособным в долгосрочной перспективе. Поэтому если мы говорим о масштабном выходе на внешние рынки российской сельскохозяйственной продукции, то господдержка необходима.

Прямые субсидии нужны сельхозпроизводителю для поддержания необходимого уровня его доходности, высокой мировой конкурентоспособности и обеспечения условий его устойчивого роста.

Беседу вел Дмитрий Серебрянский

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ