вчера в 10:00

Интеграция систем прослеживаемости и маркировки в экспортные цепочки АПК: кейсы компаний России и СНГ

ДЗЕН

Порталу AgroXXI.ru рассказывает Зиновьева Дарья Юрьевна, начальник отдела международно-правового сопровождения экспорта ФГБУ «Агроэкспорт».

Маркировка товаров средствами идентификации стала важнейшим элементом регулирования товарооборота на рынках стран СНГ. Положительными целями такого инструмента можно считать борьбу с контрафактом и защиту прав потребителей, а в долгосрочной перспективе- формирование инфраструктуры доверия к качеству производимой продукции. Одновременно с этим, несогласованность национальных политик в сфере маркировки средствами идентификации может отразиться на торговле внутри рынка СНГ. Рассмотрим текущее состояние этого процесса в странах СНГ, вызовы, с которыми сталкиваются регуляторы и бизнес, а также перспективы дальнейшего развития.

В России и других странах СНГ с разной ритмичностью развиваются специализированные цифровые платформы для маркировки. Однако принятие Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в рамках ЕАЭС от 02.02.2018 стало ключевым шагом к унификации цифровой прослеживаемости в странах ЕАЭС. Документ установил единые принципы и механизмы обязательной маркировки товаров средствами идентификации (например, DataMatrix-кодами), обязательные для всех стран-участниц: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан.

Таблица 1 Категории пищевой продукции, на которую наносят маркировку средствами идентификации

Страна

Категории пищевой продукции, подлежащие маркировке

Система маркировки

РоссияМолочная продукция, вода, безалкогольные напитки, мороженое, минеральная вода«Честный ЗНАК» (ЦРПТ)
БеларусьРастительное масло, соки, вода, чай, кофе, слабоалкогольные напиткиУКЗ («Электронный знак»)
КазахстанМолочная продукция (в пилоте), прорабатываются вода и напиткиIS MPT
Армения

С 1 марта 2025 — напитки, макароны, чай, кофе, растительные и животные масла, консервы;

с 1 июня — молоко, мясо, колбасы;

с 1 сентября — пищевые масла и др.

e-Mark (ООО «И-МАРК»)
КыргызстанМолочная продукция (в пилоте)Текшер (АИС МТ, Салык Сервис)

В унификацию процесса регулирования маркировки в рамках ЕАЭС не включены остальные страны СНГ: Азербайджан, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан, что создает фрагментированное пространство прослеживаемости, где каждая страна выстраивает собственную систему требований к цифровой маркировке.

В 2025 большинство операционных проблем российских экспортеров могут возникать при поставках воды и соков в Узбекистан, так как требуется повторная маркировка, и достаточно подвижное законодательство в этой части. Также с сентября 2025 года в Армении вводится обязательная маркировка продуктов питания, включая пищевые масла.

Эти кейсы иллюстрируют, что маркировка — это не просто контроль, а стратегический инструмент, который может как открыть доступ к рынкам, так и создать административные и логистические барьеры, если системы разных стран не синхронизированы. Поэтому всё больше компаний заинтересованы во взаимном признании кодов и унификации цифровых платформ, особенно в рамках ЕАЭС, СНГ и ключевых торговых партнёров. 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ