Порталу AgroXXI.ru рассказывает Зиновьева Дарья Юрьевна, начальник отдела международно-правового сопровождения экспорта ФГБУ «Агроэкспорт».
Маркировка товаров средствами идентификации стала важнейшим элементом регулирования товарооборота на рынках стран СНГ. Положительными целями такого инструмента можно считать борьбу с контрафактом и защиту прав потребителей, а в долгосрочной перспективе- формирование инфраструктуры доверия к качеству производимой продукции. Одновременно с этим, несогласованность национальных политик в сфере маркировки средствами идентификации может отразиться на торговле внутри рынка СНГ. Рассмотрим текущее состояние этого процесса в странах СНГ, вызовы, с которыми сталкиваются регуляторы и бизнес, а также перспективы дальнейшего развития.
В России и других странах СНГ с разной ритмичностью развиваются специализированные цифровые платформы для маркировки. Однако принятие Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в рамках ЕАЭС от 02.02.2018 стало ключевым шагом к унификации цифровой прослеживаемости в странах ЕАЭС. Документ установил единые принципы и механизмы обязательной маркировки товаров средствами идентификации (например, DataMatrix-кодами), обязательные для всех стран-участниц: Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан.
Таблица 1 Категории пищевой продукции, на которую наносят маркировку средствами идентификации
Страна | Категории пищевой продукции, подлежащие маркировке | Система маркировки |
Россия | Молочная продукция, вода, безалкогольные напитки, мороженое, минеральная вода | «Честный ЗНАК» (ЦРПТ) |
Беларусь | Растительное масло, соки, вода, чай, кофе, слабоалкогольные напитки | УКЗ («Электронный знак») |
Казахстан | Молочная продукция (в пилоте), прорабатываются вода и напитки | IS MPT |
Армения | С 1 марта 2025 — напитки, макароны, чай, кофе, растительные и животные масла, консервы; с 1 июня — молоко, мясо, колбасы; с 1 сентября — пищевые масла и др. | e-Mark (ООО «И-МАРК») |
Кыргызстан | Молочная продукция (в пилоте) | Текшер (АИС МТ, Салык Сервис) |
В унификацию процесса регулирования маркировки в рамках ЕАЭС не включены остальные страны СНГ: Азербайджан, Молдавия, Таджикистан, Узбекистан, что создает фрагментированное пространство прослеживаемости, где каждая страна выстраивает собственную систему требований к цифровой маркировке.
В 2025 большинство операционных проблем российских экспортеров могут возникать при поставках воды и соков в Узбекистан, так как требуется повторная маркировка, и достаточно подвижное законодательство в этой части. Также с сентября 2025 года в Армении вводится обязательная маркировка продуктов питания, включая пищевые масла.
Эти кейсы иллюстрируют, что маркировка — это не просто контроль, а стратегический инструмент, который может как открыть доступ к рынкам, так и создать административные и логистические барьеры, если системы разных стран не синхронизированы. Поэтому всё больше компаний заинтересованы во взаимном признании кодов и унификации цифровых платформ, особенно в рамках ЕАЭС, СНГ и ключевых торговых партнёров.