3 ноября 2017 в 15:00

Россия идет победным маршем на мировом рынке зерна

ДЗЕН

Единственное препятствие — трудности с экспортной инфраструктурой

Российское зерно растекается по всему миру таким темпом, которого не видели со времен царской империи сто лет назад, но экспортная экспансия страны, похоже, попала в трудную ситуацию из-за отсутствия инфраструктуры.

В то время как Россия увеличила свои возможности по экспорту зерна в девять раз за последние 15 лет, даже этого впечатляющего роста не хватит, чтобы идти в ногу с урожаем зерновых в 2017 году, который, как ожидается, составит рекордные 133 миллиона тонн.

По данным московской консалтинговой компании SovEcon, на экспорт выделяется 44,5 млн тонн зерна, что на 37,7 млн больше, чем годом ранее. Аналитики и официальные лица говорят, что это примерно столько, сколько может осилить экспортная инфраструктура страны на данный момент. Если бы не сложности с инфраструктурой, на экспорт можно было бы отправить более 50-55 миллионов тонн, сказал Андрей Сизов, управляющий директор известного московского SovEcon.

Тем не менее, экспорт почти 45 миллионов тонн пшеницы, кукурузы, ячменя и других зерновых культур уже является достижением. Например, в 2000-2001 годах Россия экспортировала около 1,3 млн тонн зерна, согласно данным Министерства сельского хозяйства США.

Подъем российского экспорта способствовал глобальному избытку зерна. По данным данных Министерства сельского хозяйства США, мировой рынок пшеницы настроен на профицит в 2017-1918 годах, когда запасы зерна достигают рекордных 268 миллионов тонн. Тем временем мировые цены на пшеницу неуклонно снижаются. Так, фьючерсы на пшеницу в Чикагской торговой палате составляли 9,16 доллара за бушель в ноябре 2012 года. В настоящее время бушель пшеницы торгуется с 4,21 долларов.

Россия также намерена обогнать Соединенные Штаты в качестве крупнейшего в мире экспортера пшеницы в этом году - вернуть себе первое место, которое она занимала до Первой мировой войны, и укрепить свои лидирующие позиции по сравнению с другими крупными экспортерами пшеницы, такими как Европейский союз, Канада, Австралия и Украина.

В поисках новых рынков для своего зерна Россия наращивает экспорт в такие азиатские страны, как Бангладеш и Индонезия, которые ранее закупались у Австралии. Россия также увеличила экспорт зерна в Марокко и на несколько других рынков, куда традиционно поставляла Францией, воспользовавшись плохим урожаем Франции в прошлом году.

Трудности есть, но они решаются

Однако, на российский экспорт в значительное мере влияют практические ограничения, препятствующие доставке. «В этом году сложная ситуация с возможностями портов и транспортной инфраструктуры, особенно в первой половине сезона», - сказал Дмитрий Рылько, руководитель консалтинговой группы Института аграрного рынка (IKAR).

В советское время страна была главным образом импортером зерна для внутреннего потребления и обеспечивала свою крупную молочную и мясную промышленности. Но крах коммунистического государства в 1990-х годах негативно сказался на молочной и мясной промышленность России и высвободил излишки зерна, которые начали экспортироваться после длительного перерыва.

«В 2002 году, когда мы только начали экспортировать зерно, пропускная способность в России составляла 5 миллионов тонн в год, - сказал министр сельского хозяйства Александр Ткачев. - В настоящее время он составляет 45 миллионов тонн».

Чтобы увеличить свою способность поставлять зерно после потери доступа к портам Балтии, Россия приступила к реализации проектов по строительству новых терминалов в Черном, Каспийском и Азовском морях и модернизации зерновых терминалов, таких как Новороссийский зерновой завод. Несмотря на то, что все больше проектов по наращиванию экспортного потенциала России строятся или обсуждаются, ни один из них не будет завершен до 2020 года, а это означает, что страна с большей вероятностью добавит зерна к своим запасам, нежели наводнит им мировой рынок.

В последние месяцы прогнозы по выращиванию зерновых в России в 2017 году неуклонно повышались, но официальные лица и аналитики практически не изменили оценки экспорта примерно в 45 миллионов. Аркадий Злочевский, глава Зернового Союза отметил, что в этом сезоне было бы выгодно экспортировать 55 миллионов тонн, но на экспорт пойдет будет только 45 миллионов. «Наши поставки ограничены инфраструктурой и другими трудностями», - сказал Злочевский журналистам в прошлом месяце.

В качестве трудностей можно упомянуть конфликт России и Украины. До того как Москва присоединила Крымский полуостров в 2014 году для российских торговцев были доступны черноморские порты Украины, которые могут поставлять 52 миллиона тонн зерна. Но теперь они больше не доступны российским трейдерам. Такие порты, как в Севастополе и Керчи в Крыму, имеют некоторую способность экспортировать российское зерно, но поставки также осложняются юридическими вопросами после аннексии.

Признавая свои экспортные ограничения, Россия модернизирует некоторые терминалы и планирует построить один в черноморском порту Тамань, а также еще два на востоке близ Китая. Инвесторы также рассматривают возможность строительства зернового терминала в российском порту Балтийского моря в Усть-Луге.

Министр сельского хозяйства Александр Ткачев сказал, что запланированные терминалы вблизи Китая добавят к 2020 году в общей сложности 11 миллионов тонн экспортных мощностей для России. (Источник: www.reuters.com. Автор: Полина Девитт под редакцией Найджела Ханта и Дэвида Кларка. Фото: пшеничное поле в ООО «Дубовицкое» («Щелково Агрохим»).

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ