Сельское хозяйство переживает один из самых сложных периодов, несмотря на высокие урожаи по ключевым культурам. Итоги 2017 года и первые прогнозы развития АПК в 2018 году представили ведущие отраслевые компании и аналитики, союзы и ассоциации на ХVII федеральной конференции об инвестициях в АПК «Агрохолдинги России — 2017», которая прошла при поддержке Минсельхоза России.
«Прирост АПК в 2017 году составит 2−3%, что в два раза ниже 2016 года, когда рост был 4,8%, - процитировал результаты исследования директор аналитического центра «СовЭкон» Андрей Сизов. — Цены на зерно упали на 20−30%. Чем дальше от портов, тем значительнее снижение. Первая причина слабого роста АПК — относительно низкие средние мировые цены на продукцию, а поскольку Россия является частью глобального рынка, это сказывается и на нас. Также влияет укрепление курса рубля — это не лучшим образом сказывается на показателях. Главный фактор роста отрасли — экспорт».
Участники топ-панели конференции отметили, что в текущем году фокус агропроизводителей будет на оптимизации процессов. Если не получается продавать дороже, то нужно снижать себестоимость продукции. Оптимизация подразумевает не только сокращение издержек, но и внедрение технологий, обучение сотрудников, производство семян.
«Цены не будут расти, — считает генеральный директор «Русагро» Максим Басов. — Поэтому нужно вкладывать в повышение эффективности, автоматизацию, современные технологии. Теперь это всегда будет низкомаржинальный и сложный бизнес, средней рентабельности в 50% уже не будет. Нужно развиваться за счет повышения урожайности, а не расширения посевов».
«У меня взгляд оптимистичный, но только в отношении тех людей, которые занимаются повышением операционной эффективности своего бизнеса, инвестируют в технологии и людей. Т.е. игроки, которые смогут стратегически инвестировать в следующий шаг, смогут выйти вперед на следующем витке роста. Один из альтернативных вариантов развития – целевое горизонтальное объединение ресурсов участников без юридических слияний», — спрогнозировал управляющий директор «АгроТерры» Патрик Гидирим.
«Для «РЗ Агро» главная стратегическая задача на 2018 год и ближайшие несколько лет — повышение эффективности за счет интенсификации производства, — рассказал гендиректор компании Стефан Мак Фарлан. — Здесь мы выделили три главных направления и уже начали по ним работать: орошение, развитие семеноводства, внедрение агроинновационных технологий».
Гендиректор «Белой птицы» Николай Мисюра назвал 2017 год временем входа в новую реальность: «По птице мы резкое снижение уже ощутили, надеюсь, что дна мы достигли. «Белая птица» нарастила на 10% производство в этом году, в следующем году — также будет около 10%. Цена снижалась быстрее себестоимости, что негативно сказалось на операционной прибыли. Около 20 тыс. тонн мы планируем в следующем году направить на экспорт».
По расчетам «Ростсельмаш», от 8 млн. тонн до 10 млн тонн зерна потеряно в этом году из-за нехватки сельскохозяйственной техники. «С 1990 года парк сельхозтехники России сократился в несколько раз (зерноуборочные комбайны — в 6,9 раза, кормоуборочные — в 9 раз). Расчетная нагрузка на один зерноуборочный комбайн в России — 700 га, в то время как в США — 63 га, во Франции — 53 га», — отмечает директор по работе с ключевыми клиентами компании «Ростсельмаш» Игорь Прохиро.
В прошлом году многие компании инвестировали в обновление парка техники и инфраструктуры. Однако в 2018 году такое финансирование существенно сократится. Это может спровоцировать падение урожая в долгосрочной перспективе. Участники рынка отметили, что не стоит забывать о том, что после спада всегда идет подъем. После решения краткосрочной задачи оптимизации для стабилизации, необходимо вернуться к системной эффективности, а, значит, расширению и модернизации производственных мощностей.
Ведущие компании и аналитики назвали технологии «умного» сельского хозяйства одним из ключевых драйверов повышения операционной эффективности.
GPS-датчики, GIS-системы, дроны – эти и другие инструменты сбора данных активно разрабатываются на территории России. «Мы отчетливо понимаем, что в течение ближайших трех-пяти лет растениеводство выйдет на принципиально новый уровень точного земледелия — по крайней мере, в передовых хозяйствах. В ближайшее время сельское хозяйство все равно не останется без людей. Хотя где-то беспилотные технологии дают преимущества, но без агрономов все равно работать нельзя», — отметил Стефан Мак Фарлан, генеральный директор группы компаний «РЗ Агро», которая делает акцент на проектах навигации, дифференцированного внесения удобрений и автоматизацию управления производственными процессами.
Отвечая на вопрос о том, является ли внедрение технологий «хайпом» или жизненной необходимостью, лидеры отечественного агробизнеса отметили: увлечение техноновинками затянулось. Рынку технологий в АПК для завершения стадии формирования нужны финансовые институты и площадки для оперативного практического применения. И самое важное – создание практик анализа и выводов для принятия решений.
Как отметил Патрик Гидирим, управляющий директор «АгроТерры», у агрокомпаний, которые прошли первую волну инноваций, сегодня достаточно ресурсов для сбора данных с полей, но не настроена автоматизированная система обработки этих данных, работы с искусственным интеллектом. «Лучшее решение для нас – идти через пилоты и тесты. Какие-то технологии покажут эффективность сейчас, и мы будем их тиражировать, другие отложим до того момента, пока рынку удастся нарастить экспертизу обработки, – сказал Патрик Гидирим. – Нам надо настраиваться на долгий инвестиционный цикл: создания, внедрения, распространения технологий. Требуется участие и поддержка определенных институтов, венчурной индустрии, фондов».
«Инвестиция нужна в создание умной системы, – отметил генеральный директор «Русагро» Максим Басов и подчеркнул, что решение задачи, в первую очередь, зависит от компетенций людей. – Превращение сельского хозяйства в цифровое требует таких организационных изменений, что непонятно, сколько лет нам потребуется на это. Здесь вопрос управленческий, организационный, и его просто так не решишь».
По оценке Агрофизического НИИ Санкт-Петербурга, российские аграрии только начинают внедрять технологии точного земледелия, сейчас те или иные элементы используют лишь около 5−10% производителей. Для сравнения, в странах Евросоюза их применяют примерно 80% фермеров, в США — 60%. К 2019 году доля агропредприятий, использующих интернет вещей, достигнет 30%. Такой прогноз дали аналитики PricewaterhouseCoopers (PwC) на основании исследования в России. Экономический эффект от внедрения технологий может достичь 469 млрд. руб. к 2025 году. (Источник: пресс-служба группы компаний «АгроТерра»).