В условиях импортозамещения в сфере продовольствия предприятия пищевой промышленности разрабатывают новые стратегии для развития рынка. При этом обеспечение продовольственной безопасности страны ставит перед государством задачу поддержки ряда приоритетных отраслей агропромышленного комплекса. Потребители также играют важную роль в формировании рыночного предложения. Ученые Тимирязевской академии исследовали формирование покупательского поведения в отношении выбора и потребления продуктов питания растительного и животного происхождения.
Коллектив авторов Т. В. Бирюкова, Т. И. Ашмарина, Н. А. Ягудаева, Н. В. Сергеева, К. В. Енкина обобщили полученные результаты в научной статье, которая прошла индексацию в базе данных Scopus.
Маркетинговое исследование проводилось в крупных городах России, таких как Москва и Краснодар, с участием мужчин и женщин разных возрастных групп. В ходе опроса большинство молодежи подчеркнули, что скорость приготовления и потребления пищи для них является важным критерием при выборе продуктов. Они считают процесс готовки рутинным и времязатратным. По их мнению, еда должна быть доступной и легкой в приготовлении, а сам прием пищи воспринимается как формальная необходимость для утоления голода. Для респондентов старшего поколения ключевым аспектом является качество продуктов и их польза для здоровья. Тем не менее, они также поддерживают тенденцию к сокращению времени на приготовление пищи и упрощению рецептов.
С учетом упрощения способов приготовления и уменьшения количества полноценный приемов пищи, все большее значение приобретает критерий «польза для здоровья». Потребители всех возрастов все активнее уделяют внимание своему здоровью, что становится важным фактором при выборе продуктов питания. Однако привычка есть «на ходу» значительно ограничивает ассортимент продуктов и разнообразие блюд. Большинство респондентов старается готовить полноценные блюда в выходные или вечером. Значительные изменения в выборе продуктов питания наиболее заметны в категории мяса и мясных изделий, где потребители все чаще отдают предпочтение полуфабрикатам для повседневного меню.
При выборе мясных продуктов покупатели склонны отдавать предпочтение известным брендам, так как они вызывают доверие к безопасности товара и предлагают широкий ассортимент. Респонденты также отметили, что на российском рынке присутствуют мясные полуфабрикаты высокого качества.
Доцент кафедры организации производства РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева Татьяна Бирюкова отметила, что людей с высшим образованием и научной степенью интересовали условия содержания животных на фермах, а также информация о применении стимуляторов и гормонов роста на производстве. Также важным фактором для них стало качество откорма животных перед забоем. Около 4% опрошенных выразили желание иметь возможность наблюдать за процессом выращивания животных в онлайн-режиме или во время экскурсий.
Покупатели овощей ориентируются на их внешний вид и свежесть, обращая внимание на размер, чистоту и целостность. Большинство респондентов предпочитает приобретать овощи в магазине "впрок", а решение о том, что готовить, принимается в день приготовления. Они считают важным самостоятельно оценивать каждый овощ и иметь возможность выбирать нужное количество продукта.
Доцент кафедры экономики РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева Татьяна Ашмарина подчеркнула, что увядающий вид овощей и наличие признаков порчи однозначно служат причинами для поиска альтернатив или отказа от покупки. “Для 39% опрошенных свежесть продукта ассоциируется с моментом сбора урожая. Примерно 94% опрошенных женщин считают, что включение овощей в блюда является основой здорового питания. Около 66% респондентов отмечают важность возможности разнообразного приготовления овощей при их выборе. Для 55% участников опроса значимым критерием является время, затрачиваемое на приготовление блюд, что свидетельствует о современных изменениях в потребительских предпочтениях городских домохозяйств”, - рассказала исследователь.
Следует отметить, что в последние годы цена стала важным фактором при выборе продуктов питания. Тем не менее, респонденты считают, что качество и вкус продукта не должны зависеть от его стоимости. Это мнение в основном разделяют респонденты с низким доходом на душу населения. Кроме того, наличие акций и специальных предложений играет значительную роль в выборе продуктов из исследуемых категорий. Однако большинство респондентов не покупает продукты заранее, даже если доступны акции.
Источник: пресс-служба РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева.
Заглавное фото: Медведева Анна, AgroXXI.ru.