31 июля 2015 в 10:02

Китайские инвестиции в Украину наводят на мысли

ДЗЕН

 Несмотря на свою нейтральную позицию Китай одной рукой жмет России руку, а другой активно участвует в экономической экспансии на Украину

6 июля газета Financial Times сообщила, что Украина стала крупнейшим экспортером кукурузы в Китай и даже превзошла по поставкам Соединенные Штаты Америки. Это оказалось довольно неожиданным заявлением, поскольку США уже давно практически монополизировала рынок поставок кукурузы в поднебесную. Роль Украины в обеспечении Китая сельскохозяйственной продукцией возросла на 56 % с 2014 года с момента аннексии Крымского полуострова Российской Федерацией.
Ситуация выходит весьма парадоксальная: с одной стороны, в Китай не выдвигал никаких обвинений в агрессии Российской Федерации по отношению к Украине, а даже «вознаградил» за антизападные настроения увеличением закупок нефти и газа. С другой стороны, Китай помог разоренной войной экономике Украины удержаться на плаву инвестициями и торговлей. Китайский капитал в значительной степени поспособствовал возрождению некогда внушительного украинского сельскохозяйственного сектора.
Китай прекрасно понимает все преимущества баланса торговых связей как с Россией, так и с Украиной, тем более стремится охватить импорт довольно-таки дешевых товаров из Украины. Тот факт, что политическая и экономическая стратегии Китая не пересекаются, означает, что Украина вполне может идти на сближение с Китаем для восстановления собственной экономики, изрядно пострадавшей из-за военных действий. Китайский капитал может способствовать расширению в Украине растущих отраслей, таких как информационные технологии и строительство недвижимости, в дополнение, Китай может стать надежным новым рынком для экспорта сельскохозяйственной продукции из Украины.
Сближение Китая и Украины позволит последней облегчить свою долгосрочную экономическую зависимость от России. Даже если страны находятся в состоянии войны, Россия остается крупнейшим торговым партнером Украины. Увеличение китайско-украинского экономического сотрудничества может также компенсировать нежелание Запада предложить крупномасштабную экономическую помощь.
Принято считать, что украинский конфликт поспособствовал антизападному сговору России и Китая. Данное утверждение ложно. Скорее всего, Украина стала местом экономической конкуренции между двумя великими державами, а не основой устойчивого стратегического сотрудничества.
Краткая история отношений между Китаем и Украиной
Довольно крепкие экономические связи Украины с Китаем возникли задолго до аннексии Крыма в 2014 году. Это началось еще во время президентства Виктора Ющенко (2004—2010), период, который часто описывается как период наивысшего стремления Украины европейской интеграции. В 2009 году Китай поддержал Украину медицинской помощью во время пандемии гриппа и предлагал ряд инфраструктурных проектов, таких Большая окружная автомобильная дорога и строительство моста через Днепр.
Интерес Китая в сторону тесных экономических связей с Украиной появился сразу после финансового кризиса 2008 года, который вызвал снижение ВВП на 15 процентов и 16,4 процентов инфляции в 2009 году. Это может показаться нелогичным, но только на первый взгляд. Во-первых, крах украинской металлургии в период финансового кризиса 2008 года дал ясно понять, что страна должна была вынуждена вернуться к своим традиционно
доминирующим сферам в экспорте, а именно к сельскохозяйственной продукции. Одновременно спрос со стороны Китая на продовольствие увеличился, чем и привел Поднебесную ближе к Украине. Во-вторых, Россия и Запад не заинтересованы в оказании экономическую помощи Украине, что дало Китаю беспрецедентную возможность получить экономические рычаги. Это расширенное влияние дает чётко понять, что Украина будет полезной фигурой в таком проекте, как Новый Шелковый путь, что в свою очередь направлено на увеличение геополитической мощи Китая.
К тому времени, когда Виктор Янукович пришел к власти в 2010 году, Украина стала театром России и Китая в «Большой игре в Евразии». Акцент Януковича на более тесных отношений с Россией изначально усложняли дипломатические связи с Китаем. Тем не менее, Китай объявил о китайско-украинском стратегическом партнерстве в 2011 году, расширяя свои инвестиции в инфраструктурные проекты, такие как железнодорожное сообщение.
Эта попытка с треском провалилась. Газета The Diplomat 2013 году сообщила, что двусторонние торговые отношения Китая с Украиной снизились на 0,5 % с 2011 по 2012 год, в отличие от 36 % ежегодного роста, записанного во время президентства Ющенко. Экономический крах Украины и взлетевший долг в результате присоединения к России Крыма свели все торгово-экономические отношения к минимуму.
Но эти пессимистичные прогнозы не оправдались. Начались народные протесты, в результате которых Янукович бежал в Россию, поспособствовав вторжению России в Крым и текущему противостоянию на востоке страны. Начавшаяся война принесла стране нового президента Украины, Петра Порошенко, который выбрал курс на более тесные отношения с ЕС и Китаем и борьбу с российской агрессией.
В результате Китай взял верх в «Большой Игре на Украине». Еще задолго до протестов на майдане, вспыхнувших в ноябре 2013 года, Китай объявил о намерении взять в аренду 5 процентов земли Украины под сельское хозяйство. После вторжения России в Крым, в Украине неуклонно увеличивается объем сельскохозяйственных сделок с Китаем.
Китай также значительно инвестировал и в другие сектора. В марте 2015 года, Китай предоставил Украине 15 млрд долларов на срок в 15 лет на жилищное строительство с целью остановить разрушение рынка недвижимости Украины. Китайские экономические связи с Украиной также углубились в авиационной промышленности. 8 июля 2015 года, на первом в мире Китайско-Украинском форуме по науке и технологиям было объявлено, что Китай будет способствовать расширению сектора информационных технологий Украины.
Китайские инвестиции — это хорошо или плохо для украинцев?
Увеличение китайских инвестиций в украинскую экономику получила высокую оценку многих представителей киевской бизнес-элиты. Олег Прохоренко, генеральный директор газовой компании Укргазвидобування, сказал в недавнем интервью, что будущее украино-китайских отношений могут повторить китайское экономическое сотрудничество с республикой Беларусь. В Беларуссии же, Китай подписал пять крупных проектов, начиная от нефтеперерабатывающих заводов до индустриального парка.
Другие бизнес-лидеры Киев оказались менее оптимистично настроены о вероятном объеме китайских инвестиций, объясняя свои опасения затяжной экономической нестабильностью Украины. Тревогу вызывает и спорный законопроект о декоммунизации, подписанный президентом Украины Петром Порошенко, который запрещает коммунистическую символику и обращает внимание на зверские деяния коммунистов, также может скомпрометировать будущее сотрудничество между Украиной и Китаем. Недавний обвал фондового рынка Китая дополнительно встревожил украинских инвесторов и поднял вопросы о долгосрочной стабильности китайской экономики.
Несмотря на эти проблемы, частный сектор находится на грани обрушения, и он его ждут крайне печальные последствия, если он не продолжит укреплять свои деловые связи с Китаем.
Интересно, что частный сектор и гражданские промышленные связи китайско-украинского сотрудничества не связаны с наращиванием двухсторонних торговых отношений в военной сфере. Совсем недавно, в 2012 году, Украина была четвертым в мире по величине экспортером вооружений. Еще 1989 года, после военного подавления протестов на площади Тяньаньмэнь, на Китай западными странами было наложено эмбарго на поставки оружия, и, следовательно, Китай стал основным покупателем украинского военной техники.
Еще в 2012 году, когда бывший президент Украины Виктор Янукович заключил трехстороннее соглашение с Россией и Китаем о транзите экспортных товаров, Украина была страной, которая могла делать какой-никакой, но перевес в сторону одной из этих стран. Но сейчас Китай стал настоящей точкой опоры, поскольку Россия и Украина обе находятся в сильной зависимости от Китайской столицы.
Все это означает, что Китай продолжит инвестирование в экономику Украины, но никакой речи об экспорте военной техники быть не может, так как это может охладить отношения с Россией в сфере весьма выгодных для Китая нефтяных контрактов.

Автор: Сэмюэл Рэмэни, перевод: Андрей Гунькин

Источник: Washington Post

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ