Об этом рассуждали участники 4-й ежегодной конференции «Финансы для агрохолдингов», которая прошла в Москве
В мероприятии приняли участие руководители и специалисты более 130 предприятий из разных регионов РФ, а также представители федеральной власти, банков, страховых компаний и инвестиционных фондов.
Господдержка
По словам Председателя Экспертного совета по аграрным вопросам Государственной Думы РФ Александра Фомина, основные векторы господдержки сельхозсектора остаются прежними — это сохранение льготного режима налогообложения, проведение финансового оздоровления аграрных предприятий и выделение субсидий из федерального бюджета. Но в то же время, в области финансирования АПК произошел прорыв. Он заключается в переходе от льготного кредитования к субсидированию.
Александр Фомин напомнил, что общий объем средств федерального бюджета, направленных на реализацию Госпрограммы в 2011 г., составит 125 млрд руб. Из них 68%, или 80,316 млрд руб., пойдет на субсидирование процентных ставок по кредитам, а оставшиеся активы будут выделены на реализацию федеральных целевых программ «Сохранение и восстановление плодородия почв» и «Социальное развитие села до 2012 г.», а также на развитие растениеводства и животноводства, регулирование рынков, страхование и прочие нужды.
Однако господдержка — не главный фактор успеха компании. Аграриям следует прикладывать собственные усилия для продвижения бизнеса. Это мнение выражали многие участники мероприятия.
Финансирование
Чтобы достигнуть высокого уровня развития, агрокомпаниям нужны инвестиции. Поэтому вопрос финансирования предприятий АПК стал на конференции одним из ключевых.
С января по май 2011 г. предприятия АПК получили кредиты на сумму 314,9 млрд руб. На первом месте по выданным кредитам оказался Сбербанк России (143,4 млрд руб.), на втором — Россельхозбанк (140,1 млрд руб).
Но российскому производителю по-прежнему требуются колоссальные средства на закупку техники и оборудования. Сюда входят затраты на переоснащение, модернизацию и техническое обслуживание цехов и автопарков. Агрокомпании не всегда имеют в наличии достаточное количество финансовых активов для ведения этой деятельности.
Начальник Управления торгового и структурного финансирования «Русского торгового банка» Елена Марьясова и руководитель проектов по развитию бизнеса «Русской факторинговой компании» Александр Чеснов рассказали о том, какими финансовыми инструментами, помимо традиционных банковских кредитов, могут пользоваться сельхозпроизводители.
Если предприятие планирует предложить банку отсрочку платежа на срок не более 120 дней, они рекомендовали воспользоваться факторингом, т.е. финансированием без залога под уступку дебиторской задолженности.
Если кассовый разрыв не превышает 30 дней, то наилучшим выбором будет овердрафтное финансирование — краткосрочный кредит, который берется в случае, когда величина платежа превышает остаток средств на счете клиента.
Еще один выгодный финансовый инструмент — это возобновляемая кредитная линия. Она позволяет воспользоваться кредитными средствами тогда, когда это необходимо, причем брать их можно частями и на удобный срок.
Прибыльность
Одним из самых ярких выступлений конференции стал доклад управляющего партнера WALL GREEN agro-tech projects Игоря Барингольц на тему построения эффективной и успешной модели сельхозбизнеса без поддержки государства. Он напомнил, что главная цель любого бизнеса — это рентабельность. «Прибыльность в сельском хозяйстве — не иллюзия, а — реальность, — подчеркнул докладчик. — И достичь ее можно за счет эффективной и независимой работы, а также переработки произведенной сельхозпродукции».
Кадры
Другая важная проблема, которую обсуждали на конференции, — это кадры. Большинство молодых людей не считают перспективным обучение сельхозспециальностям, констатировали участники мероприятия. Студенты, которые все же оканчивают аграрные колледжи и вузы, обладают, как правило, только теоретическими знаниями. Их практического опыта работы на земле недостаточно, чтобы трудиться в современных агропредприятиях. Заместитель генерального директора подмосковного холдинга «Малино» Анна Олейник предложила решение этой проблемы. По ее мнению, у детей уже со школьной скамьи необходимо формировать положительную мотивацию для работы в агробизнесе. Этому может помочь проведение тематических встреч со школьниками. Строительство жилья на селе, обеспечение молодых специалистов работой по окончании высших и средних специальных учебных заведений тоже играют важную роль в формировании позитивного отношения к работе в АПК.
Будущее
О перспективах и инвестиционной привлекательности агрокомплекса в ходе конференции было высказано много разных мнений. Некоторые специалисты отмечали, что сельскохозяйственная отрасль становится все более симпатичной для инвесторов и уже входит в десятку самых популярных отраслей для финансирования. Другие утверждали, что Россия все еще зависит от импорта и не способна обеспечить себя такими продуктами питания, как овощи, мясо и молоко. Председатель общероссийской организации «Сельская Россия» Сергей Шугаев был особенно скептичен: «Сегодня понятие инвестиционной привлекательности для АПК — понятие далекого будущего», — сказал он. По мнению эксперта, поддержки, оказываемой государством аграриям, недостаточно, и для отстаивания интересов предприятий АПК необходимо мощное межотраслевое сельскохозяйственное лобби в правительстве.
Тем не менее, опыт работы многих современных российских агропредприятий показывает, что сельское хозяйство может приносить прибыль. А это значит, агропромышленный сектор перестает быть просто сельхозпроизводством и становится бизнесом.
Ну а чтобы повысить его эффективность, необходимо совершенствовать управление. Причем, совершенствовать на всех уровнях. К такому выводу пришли участники конференции.