Органическое земледелие является важным элементом устойчивого развития. Благодаря своим экологическим, экономическим и социальным преимуществам оно обычно считается профилактической мерой против ущерба, наносимого традиционным сельским хозяйством, и дальнейшей деградации природной среды. Поэтому в последние годы органический АПК развивается во всем мире очень динамично, но потребители сталкиваются со стремительным ростом цен на органику и покупают меньше. Вместе с тем количество органических угодий растет.
Многочисленные опросы потребителей указывают, что высокие цены на органические продукты питания являются наиболее существенным препятствием для их выбора. Так, в США органическая продукция теперь стоит на 53% дороже, чем ее традиционные аналоги, и разница в ценах становится все больше, согласно недавнему исследованию LendingTree. Оно показало, что органические продукты стоят в среднем на 52,6% дороже обычных.
«Мы привыкли ожидать, что органические фрукты и овощи будут стоить дороже, но платить премию в размере 50,0% довольно трудно, - говорит Мэтт Шульц, главный аналитик потребительского спроса в LendingTree. - Когда упрямая инфляция делает все остальное более дорогим и сужает возможности людей по финансовому маневру, переплата за органические фрукты и овощи может оказаться слишком большой. Судите сами. Для салата айсберг расхождение показывает фантастически проценты - потребители платят на 179,3% больше за органическую версию. В то время как обычный салат айсберг стоит 1,21 доллара, органический салат стоит 3,38. Следующее по величине расхождение наблюдается с брюссельской капустой: фунт обычной брюссельской капусты стоит 2,20 доллара, а фунт органической брюссельской капусты — 4,99 доллара. Разница составляет 126,8%».
Большинство потребителей положительно воспринимают органические продукты питания; однако фактические покупки органических продуктов невелики. Цены являются основным и наиболее существенным препятствием для увеличения покупок органики. Далее следуют отсутствие ассортимента в предложении, сезонность поставок и неадаптированная для получателя информация, что приводит к снижению доверия к органическим сертификатам.
Органические продукты питания дороже неорганических, поскольку их стоимость выше из-за более точных и трудоемких методов в процессе производства, а выход органической продукции ниже – не допускаются агрохимические удобрения и пестициды.
Этот метод производства сложнее, чем традиционное земледелие, зависит от компетенций фермеров и их знаний относительно строгих правил производства, которые необходимо соблюдать.
Но рынке существуют такие понятие, как ценовая премия и премиальные цены.
Ценовая премия считается разницей между данным продуктом и его аналогом, и может также пониматься как дополнительная цена, то есть цена выше средней. Она определяется как цена, взимаемая для покрытия более высокой себестоимости производства. Ценовые премии отличаются от премиальных цен (то есть цен, которые значительно выше средних). В случае органических продуктов питания все цены становятся премиальными, как показывает данное исследование.
Однако, отмечается и некий парадокс. Если предположить, что потребители будут отказываться от органической продукции по премиальным ценам, то и количество органических фермеров должно сокращаться. Однако на самом деле все наоборот. Количество органических фермеров и перерабатывающих компаний в этом секторе систематически увеличивается. Это говорит о том, что органические практики интересуют производителей все больше.
В 2022 году почти 96,4 млн га сельскохозяйственных угодий находились под органическим земледелием, что составляет 2% от общей площади мировых сельскохозяйственных угодий.
Заглавное фото: Медведева Анна, AgroXXI.ru.