18 июня 2024 в 11:51

Интервью: О важности формирования стратегий и стратегического планирования в вопросах развития АПК регионами, муниципалитетами

ДЗЕН

На данную тему с порталом AgroXXI.ru беседовал Дорошенко Андрея, консультанта по стратегии и стратегическому планированию, руководителя консалтинговой компании «Strat&A – стратегия и аналитика».

AgroXXI.ru: Какую роль играет стратегическое планирование в развитии агропромышленного комплекса (АПК) на региональном и муниципальном уровнях?

Д.А.: Сначала договоримся о понятиях. Будем называть стратегическим планированием планирование на горизонте 5-20 лет. Планирование на 1-3 года подчинено процессу бюджетирования. Планирование больше, чем на 20 лет можно отнести скорее к визионерству. И так, говоря о стратегическом планировании, имеем ввиду период 5-20 лет. 

Это период, за который подразумевается окупаемость реальных инвестиционных проектов. Период, за который велика вероятность смены основных технологий в той или иной сфере. Период, за который при 5% ежегодного роста рост 30 – 165%, а при таком же темпе сжатие, суммарное сжатие 20-65%. Т.е. даже при относительно плавных изменениях, изменятся многое. Значимые ли подобные изменения? Безусловно.

А значим ли сам АПК? Сельское хозяйство занимает в создаваемой добавленной стоимости страны около 5%, что может ошибочно показаться не так много.

Однако, если рассматривать не только сельское хозяйство, а еще и пищевую промышленность, малую часть легкой промышленности (в части льноводства и коноплеводства), значимость для экономики вырастет до 10-15% добавленной стоимости. А для многих субъектов РФ эта цифра и того больше (в нашей стране большое количество регионов, где АПК – ядро экономики). Но АПК – это не только комплекс отраслей под-отраслей экономики, АПК обеспечивает продовольственную безопасность, АПК – основной работодатель в сельской местности, а зачастую единственный крупный работодатель для отдельно взятого муниципалитета.

Нет ли тут противоречий с тем, что АПК – бизнес, где основные акторы – частные агрохолдинги, КФХ, а АПК кроме экономического развития должен ориентироваться и на задачи национальной безопасности и развития сельских территорий? Бизнес, безусловно должен быть социально-ответственным, но все же, основная его цель – получение прибыли. Но не стоит забывать, что АПК – отрасль, где в том числе через регулирование, субсидирование, реализацию инфраструктурных проектов, регулярных координационных действий государство имеет возможность “дирижировать”. И оно активно пользуется этой возможностью в интересах не только логики бизнес-развития, но и обеспечения продовольственной безопасности, развития сельских территорий. 

И так, какая же роль у стратегического планирования для региональных и муниципальных команд? Бывает, хотя все реже и реже, что чисто формальная и/или ситуативная – есть средства в бюджете, направляют на купирование социальных/политических рисков и на реализацию проектов с самыми привлекательными ситуативными экономическими показателями. Это тоже подход. Однако, “неприятных неожиданностей” при таком подходе больше, сил и средств на “разруливание” нужно больше. Например, резкое, даже незначительное опережение в отдельно взятый год производства сырого молока в сравнении с мощностями переработки в регионе может вызвать серьезное ухудшение финансового состояние фермеров, что в дальнейшем приводит уже к снижению производства и дефициту. Или как в прошлом году был хороший урожай картофеля, но оказалось, что складских мощностей для долгосрочного хранения дефицит. Или, что случается еще менее заметно, дотации без привязки к показателям эффективности (например, степень роботизации, принципам научно-обоснованного севооборота) со временем может привести к потери конкурентоспособности отрасли в регионе по сравнению с регионами-соседями и “схлопывание” может произойти резко при очередном временном колебании цен в меньшую сторону.

Региональные команды, которые серьезно относятся к стратегическому планированию в АПК, системно и регулярно анализируют стратегическое состояние своего АПК, как по средствам аналитики, так и вовлечения бизнеса в диалог. Предугадывают развитие ситуаций на том или ином рынке, реализуют проекты “на опережение”. Более того, активно включаются, как в федеральную, так и формируют самостоятельную повестку развития новых технологий и проектов АПК, в том числе, связанные с глубокой переработкой.

AgroXXI.ru: Какие ключевые элементы должны быть включены в эффективную стратегию развития АПК региона/муниципалитета?

Д.А.: Начинать необходимо с целей и задач. Честно, увязывая их со стратегией социально-экономического развития региона/муниципалитета, а также с федеральными стратегическими планами. Ведь, значимая часть бюджета развития АПК – федеральный бюджет, а также необходимо явно определять место региона в обеспечении продовольственной безопасности.

Во-вторых, это добросовестно выполненный анализ стратегического состояния АПК в регионе или муниципалитете, включающий: отраслевой портрет в долгосрочной динамике и сравнении с регионами со схожими географико-климатическими особенностями (например, нет смысла сравнивать Вологодскую область и Краснодарский край); анализ ресурсных возможностей региона.

В-третьих, анализ и классификация ниш АПК (в зависимости от региона их 100-200, включающие как продукцию для дальнейшей переработки, так и продукцию для конечного потребления): исследование рынка каждой ниши; анализ структуры каналов сбыта; оценка маркетинговых возможностей; анализ экономики производства; определение ключевых барьеров; анализ силы конкуренции.

Для каждой ниши (многие из них взаимосвязаны между собой, как например, рост мощностей глубокой переработки молока, требует роста производства сырого молока) должна быть определена значимость для социально-экономического развития региона или муниципалитета. Например, крупная-системообразующая, где существуют значимые риски сокращения. Или, например, ниша опережающего развития, где при снятии барьеров или умеренной поддержки со стороны бюджета может быть рост 10% и более.

И в итоге, должны быть сформулированы комплексные пакеты отраслевых и функциональных целевых моделей, включающих различные меры поддержки, проекты и другие инициативы. Примером такого проекта может являться создание агро-кластера. 

AgroXXI.ru: Как региональные и муниципальные органы власти определяют приоритетные направления развития АПК в своих стратегиях?

Д.А.: Это комплексная работа, которая начинается со систематизации аналитики, по итогам которой формулируются гипотезы. Далее подробные индивидуальные интервью с экспертами-теоретиками и экспертами-практиками. И завершается эта работа стратегической сессией-верификацией с бизнесом, ведущим деятельность в регионе или планирующий начать.

AgroXXI.ru: Какие основные вызовы и ограничения встречаются при разработке и реализации стратегий развития АПК на региональном и муниципальном уровнях?

Д.А.: При разработке главное – это вовлечение как всех ответственных внутри региональной/ муниципальной команды. Только это позволит не ограничиваться формальным документом, который потом уберется в стол. Также, необходимо всестороннее вовлечение бизнеса – им эту стратегию реализовывать “на земле”. На старте проекта бывает еще сложность переключить модальность восприятия региональной команды и бизнеса с обсуждения операционных вопросов на действительно стратегические.

При реализации стратегии – залог успеха — это системная работа, которую команда делает с энтузиазмом в рамках понятных институциональных конструкций (проектный офис, комитеты и пр.).

AgroXXI.ru: Как осуществляется мониторинг и оценка эффективности реализации стратегий развития АПК в регионах и муниципалитетах?

Д.А.: По-разному, зависит от осознания первыми лицами регионов и муниципалитетов важности этой работы. Где-то это ежегодный отчет от регионального министерства сельского хозяйства. Более продвинутые регионы создают специализированные проектные офисы. Я считаю, что второй подход – эффективнее, ведь стратегия — это большой проект, которому необходимо должное проектное управление.

Как региональные и муниципальные власти обеспечивают согласованность стратегий развития АПК с другими стратегическими документами (например, пространственным развитием, инвестиционными программами и т.д.)?
Это очень важный вопрос. Перед разработкой стратегии развития АПК, необходимо провести анализ документов стратегического планирования, которые задают вводные. В первую очередь, это стратегия социально-экономического развития региона или муниципалитета, а также федеральные документы. В конце процесса разработки стратегии АПК, возможно, придется инициировать процесс корректировки упомянутых документов.

AgroXXI.ru: Какие рекомендации вы могли бы дать органам власти по совершенствованию процессов стратегического планирования в сфере АПК?

Д.А.: Подходить комплексно – аналитика и широкое вовлечение бизнеса. Создать специализированный проектный офис внедрения.

Заглавное фото: Лукьянов Дмитрий, AgroXXI.ru.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ