18 сентября 2015 в 16:31

Генри Форд «самый успешный авантюрист и величайший дилетант ХХ века»

ДЗЕН

Мы хотим поговорить о его деятельности, связанной с сельским хозяйством. В 40-е годы XX века известный промышленник Генри Форд хотел объединить успехи промышленности и сельского хозяйства

Семья, в которой вырос Генри Форд, не бедствовала, но на родительской ферме он видел «слишком много труда, в сравнении с результатами».
«На нашей, как и на других фермах, приходилось тогда нести слишком много тяжелого ручного труда. Уже с ранней юности я думал, что многое можно делать иначе, каким-нибудь лучшим способом. Поэтому я обратился к технике».
Не станем утверждать, что только желание облегчить труд фермеров и преобразовать жизнь в сельской местности двигали одним из величайших изобретателей. Но несомненно, что «сельская составляющая» в его устремлениях играла не последнюю роль. Положенные в основу всех аграрных экспериментов представления Форда о жизни в селе и сельском производстве сформировались еще на рубеже веков. Сельскую Америку двадцатых — тридцатых годов он знал мало.
Избавившись от акционеров и став властелином огромной могущественной империи, некоронованный король получил возможность воплотить на практике свое видение того, как должен быть организован процесс аграрного производства и какой должна стать социальная жизнь на селе. К началу 30-х годов Генри Форд стал одним из крупнейших землевладельцев США, компании принадлежали огромные плантации каучуконосов в Бразилии.
Производить там, где будет продаваться.
Одной из главных идей Форда было максимальное приближение производства продуктов питания к местам их потребления и производства сырья.
«Почему бык, выращенный в Техасе, перевозится на бойню в Чикаго и подается на стол в Бостоне — останется вопросом, никем не разрешенным до тех пор, пока еще существует возможность всех потребных для Бостона быков разводить вблизи Бостона. Централизация продовольственной промышленности связана с огромными транспортными и организационными издержками и слишком убыточна для того, чтобы продолжаться в высоко развитой общественной жизни».
Однако, дав обществу доступный технологичный автомобиль, Форд сам способствовал тому, что удобнее и выгоднее стало доставлять сырье к крупным фабрикам и продукты питания к конечному потребителю. Транспортные издержки оказались гораздо меньше по сравнению со стоимостью сооружения большого количества небольших предприятий на местах. Тем более, практически невозможно было организовать производство рядом с такими предприятиями всей необходимой сельскохозяйственной продукции. Развитие транспорта сделало процесс специализации фермерских хозяйств необратимым.
Универсальность — путь к…
Свою автомобильную империю Форд сделал практически полностью самодостаточной. Весь процесс производства от добычи сырья до реализации готовых машин осуществлялся в самой компании. В эту же замкнутую систему он стремился заключить и собственное сельскохозяйственное производство. Здесь практиковались те же методы жесткого централизованного администрирования, которые использовались на промышленных предприятиях автомобильной империи. Автомобильный король, уверовавший в собственную непогрешимость, не допускал даже мысли, что его представления о сельском хозяйстве просто устарели. Не желал он мириться и с тем, что эпоха универсальных фермерских хозяйств и сельских кооперативов с законченным циклом производства в Америке безвозвратно уходила в прошлое.
«День, когда перестали существовать деревенские мельницы, был дурным днем. Кооперативное сельское хозяйство сделает еще такие успехи, что мы увидим фермерские общества с собственными бойнями, в которых доморощенные свиньи будут превращаться в ветчину и сало, с собственными мельницами, на которых возделанное ими зерно будет превращаться в рыночный товар».
Уверенность в преимуществах универсального трактора заставила Форда отказаться от производства специализированных сельхозмашин. Она же заставила отказаться и от их применения на собственных фермах.
«Мы исходим из того, что правильно сконструированный универсальный трактор со всеми необходимыми прицепными инструментами практически везде может заменить дорогие узкоспециальные механизмы, обреченные большей частью на простой. Если же такие механизмы и имеют в чем-то преимущества, то редкая востребованность и высокая цена их (преимущества) полностью уничтожают».
Идея использования недорогого универсального трактора для привода всех механизмов хороша была на заре механизации небольших фермерских хозяйств. Но в тридцатые годы в стране сформировался класс достаточно богатых фермеров, имевших возможность приобретать специализированные механизмы. Признать их преимущества Форд не захотел и, в конце концов, проиграл.
По сути, до конца своей жизни Форд оставался под обаянием самоходного парового локомобиля от Nicholsand Shepard Co, увиденного ним в двенадцатилетнем возрасте. И при создании трактора стремился дать фермерам более простой и доступный его аналог, как универсальное средство механизации.
Задумайтесь над весом и стоимостью локомобилей. Они весили много тонн и были так дороги, что только крупный землевладелец мог приобрести их. Часто владельцами их были люди, которые занимались молотьбой, как профессией, или собственники лесопилок и другие фабриканты, которые нуждались в перевозных двигателях.
«Стирание граней» по-фордовски
Главной же и самой любимой идеей-фикс Генри Форда были небольшие промышленные предприятия, расположенные в сельской местности. В большие города с крупными промышленными предприятиями стекалось огромное количество самых разных людей. Форд считал мегаполисы основным злом цивилизации. Низкий общий уровень культуры рабочих, высокий уровень преступности, огромное количество людей, ведущих асоциальный образ жизни. Все это всерьез беспокоило автомобильного короля. Все его знаменитые социальные нововведения были направлены на преодоление этих проблем. А их первопричиной он всерьез считал наличие огромного количества людей с низким социальным уровнем в одном месте. Вывод прост — промышленность необходимо максимально рассредоточить, разместив, по возможности, производства в сельской местности.
Опережая время
Ретроградство и авторитаризм у Форда уживались с самыми прогрессивными идеями. Он заставлял своих агрономов широко использовать новейшие (и часто еще не проверенные) агротехнические приемы и средства. Весьма интересной идеей, опередившей время, была попытка сделать сельское хозяйство источником топлива и сырья для промышленности. Эти гениальные авантюры трудно даже назвать ошибками. Просто они, действительно, оказались не ко времени. Были потрачены огромные средства, время и усилия на разработку технологии получения композитных и других материалов из сельхозпродукции и отходов ее переработки.
В частности, с целью экономии древесины разрабатывалась технология производства нетрадиционного материала, который, видимо, должен был стать аналогом современной древесно-стружечной плиты. Но в Америке так много лесов, и говорить о конкуренции нового материала с традиционной древесиной и фанерой не приходилось. С целью обеспечения безотходности производства всерьез разрабатывалась технология получения топлива на основе этанола.
Именно Форду принадлежит идея использования биогаза. Миллионы, потраченные на разработку всех этих технологий, не просто не окупились, практически ни одна из этих идей до логического завершения доведена не была. Америка — богатая страна с обилием всевозможных ресурсов и традиционно дешевыми нефтепродуктами. И строить в хозяйствах собственные заводы по производству топлива могло прийти в голову только неисправимому авантюристу.
А экологическими проблемами и необходимостью утилизации отходов в тридцатые годы всерьез был озабочен только Генри Форд.
Единственной воплощенной идеей оказалось производство композитных материалов из сои. Разработка этой технологии заняла 8 лет. А информацией о том, сколько миллионов было на нее потрачено, Форд никогда не делился. Но в августе 1941 года был даже представлен в единственном экземпляре автомобиль с кузовными панелями из пластика, изготовленного из сои. Широкую публику он не заинтересовал.
Идеи Форда живут и…
Сельские предприятия Форда очень напоминают советский колхозный строй. Фермеры работали на земле, которая им не принадлежала. Они могли использовать только технику, одобренную «свыше». Свободы с выбором производимой продукции не было абсолютно. Создаваемые на основе кооперации межхозяйственные предприятия, по сути, принадлежали самому Форду. И существовали только благодаря его финансированию. Обанкротиться фермеры не могли, так как все издержки ложились на самого Форда. А если вспомнить такие популярные некогда фразы, как «смычка города и села», «стирание граней между городом и деревней», «индустриализация села», сходство становится просто поразительным. Удивительное совпадение? Нет, книги Форда «Моя жизнь, мои достижения» и «Сегодня и завтра» были изданы в Союзе большими тиражами.
А идеи-то были, собственно, не так уж плохи. Ведь в Аргентине и Бразилии в свое время была прекрасно реализована идея «сельской промышленности», спасшая от голода семьи миллионов сезонных сельхозрабочих. Предложенная Фордом идея малых ГЭС после войны была успешно реализована во многих странах. И по сей день еще работают некоторые электростанции, построенные в 50-е годы на украинских реках.
Идея использования нетрадиционных видов топлива сегодня очень актуальна. В Латинской Америке еще с пятидесятых годов этанол широко использовался в качестве автомобильного топлива. Такие понятия, как биогаз и биодизель прочно входят в нашу жизнь.
Стремясь использовать все передовые достижения, Форд превратил свои фермы в огромные лаборатории. Накопленный ними опыт был использован впоследствии, в частности, в ходе «зеленой революции».
Ошибки ошибкам рознь. В конце концов, свои ошибки Форд оплачивал сам. Много ли сегодня мы можем назвать людей, готовых вкладывать собственные средства в огромных количествах в то, чтобы изменить жизнь к лучшему?

Источник: agrotnk со ссылкой на Latifundist

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ