Климатический след экоделек составляет всего 4% от того же показателя классических мясных фрикаделек ИКЕА

Экодельки появились в российских магазинах IKEA в августе 2020, но довольно быстро завоевали приз зрительских симпатий в голосовании проекта «Едим лучше» за лучшие растительные альтернативы прошедшего года.

Елена Шашлова, исполняющая обязанности руководителя отдела питания IKEA, ответила на вопросы руководителя проекта «Едим лучше» Алексея Иванов о причинах увеличения растительных альтернатив мясу в меню магазинов и их дальнейших планах. 

- Как вы думаете: основная причина быстрого успеха экоделек в большой узнаваемости бренда, очень правдоподобный мясной вкус, цена, либо все это вместе?

 - Основные факторы успеха – в популярности мясных фрикаделек ИКЕА. Экодельки - это продукт высокого качества с отличными вкусовыми характеристиками и по доступной цене. Любители фрикаделек могут, не изменяя своим пищевым привычкам, внести свой вклад в уменьшение климатического следа.

- Сколько по времени разрабатывали экодельки? 

 - Путь от идеи до тарелки гостя занимает, как правило, порядка двух лет.

- Прошлой весной в IKEA раскрыла рецепт своих мясных фрикаделек. Планируют ли в компании также раскрыть и рецепт экоделек?  

 - ИКЕА показала один из вариантов приготовления мясных фрикаделек у себя дома, но настоящий рецепт остается уникальным. Создание экоделек более комплексный процесс, который включает в себя получение растительного белка из гороха. Основными компонентами являются: гороховый белок, овсяные хлопья, картофель и яблоко, плюс разные натуральные добавки со вкусом умами, которые позволяют достигать необходимого вкуса, формы и консистенции. В будущем в наших магазинах появится новинка – фарш из растительного белка, из которого можно будет с легкостью приготовить экодельки у себя дома.

- Планируете ли вы сделать полностью веганский вариант подачи экоделек? 

 - Такие варианты возможны по запросу в магазинах. Покупатели, которые предпочитают веганские блюда, могут уточнить у персонала, какие гарниры подходят для такого типа питания, и, например, взять в качестве гарнира к экоделькам брокколи вместо пюре. Идея экоделек в том, чтобы сделать аналог для любителей мяса, не только для веганов.

- В ноябре 2020 года ИКЕА объявила о намерении к 2025 году сделать растительными 50% своих ресторанных блюд и 80% упакованных блюд. Произойдет ли это во всех странах одновременно, либо в России этот процесс может занять больше времени? И какой процент растительных блюд в ресторанах IKEA уже сейчас?

 - На данный момент в России порядка 25% растительных блюд в ресторанах, бистро и магазинах «Шведские продукты». Наша амбиция соответствовать глобальным целям к 2025 году.

- У экоделек такая же цена, как и у мясных фрикаделек. Можете ли вы сказать, насколько чаще заказывают мясные? И есть ли в планах сделать цену экоделек ниже, чем фрикаделек?

 - На данный момент доля экоделек в ресторанах достигает 10% от количества проданных мясных фрикаделек в некоторых магазинах. В магазине Шведские продукты доля продаж в штуках от продаж мясных фрикаделек в среднем 20%, в некоторых регионах до 30%.

«В магазинах ИКЕА ежегодно продается 1 миллиард фрикаделек. Только представьте себе, что будет, если хотя бы часть из них удастся заменить овощными фрикадельками. Это поможет заметно сократить климатический след компании». Шарла Халворсон, глава отдела охраны здоровья и устойчивого развития IKEA Food.

- В ресторанах IKEA довольно много блюд с рыбой. Есть ли у вас в планах делать и растительные альтернативы со вкусом рыбы? Например, в США и Европе это направление становится все более популярным в последние годы.

 - Пока в ближайших планах такого нет.

- В России на данный момент мало крупных компаний говорят о важности уменьшения потребления мяса и запускают соответствующие инициативы. Чаще всего это — международные компании. Как вы думаете: это происходит потому, что в Европе уже намного больше развито стремление к устойчивому развитию и уменьшению углеродного следа? Начнут ли, на ваш взгляд, российские компании делать больший акцент на устойчивое развитие в ближайшие годы и станет ли это частью их КСО?

 - В любом процессе всегда есть тот, кто его начал. Это нормально. Мы рады быть одним из первых брендов, предложивших растительную альтернативу мясу по доступной цене. Но здесь важно понимать, что мы сделали это не потому что захотели стать первопроходцем, а потому что наши покупатели ждали от нас такого шага, о чем свидетельствуют сейчас продажи экоделек. Все больше людей предпочитают растительную диету из-за причин, связанных с изменением климата, и мы уверены, что спрос на такие продукты будет расти.

- Какие главные плюсы увеличения растительных блюд в ресторанах вы бы могли назвать коллегам из других компаний?

 - Расширяя свой ассортимент за счет вкусных и доступных продуктов на растительной основе, мы помогаем многим людям выбирать еду, созданную с еще большей заботой о людях и планете. Климатический след экоделек составляет всего 4% от того же показателя классических мясных фрикаделек ИКЕА, так что экодельки — это еще один шаг на пути к тому, чтобы к 2030 году компания ИКЕА оказывала на климат только положительное влияние.

(Автор: Алексей Иванов, координатор проекта «Едим лучше»).