6 марта 2024 в 09:09

Нодулярный дерматит КРС находится в фокусе внимания в Австралии

ДЗЕН

Власти Австралии находятся в состоянии повышенной готовности в связи с распространением заразного узелкового дерматита у крупного рогатого скота и буйволов в Юго-Восточной Азии. Обнаружение болезни в животноводческой отрасли Австралии приведет к ограничениям на экспорт крупного рогатого скота, мяса и молочных продуктов, что будет иметь серьезные последствия для экономики.

У австралийского правительства есть план по обнаружению вспышки опасного вирусного заболевания крупного рогатого скота и реагированию на нее. Ученые разрабатывают национальную карту нодулярного дерматита, чтобы предсказать, где болезнь может появиться и как она может распространиться. 

Это поможет Австралии подготовиться и отреагировать не только на текущую угрозу, но и на любые будущие нарушения биобезопасности, сообщает команда разработчиков (Кей Овада, постдокторант-исследователь, Школа ветеринарных наук, Университет Квинсленда; Бен Хейс, директор Центра зоотехники Университета Квинсленда; Рикардо Х. Соарес Магальяйнс, профессор факультета ветеринарных наук Университета Квинсленда; Тимоти Дж. Махони, профессор Центра зоотехники Университета Квинсленда) в статьей на портале The Conversation.

Нодулярный дерматит – это вирусное заболевание, поражающее крупный рогатый скот и буйволов, но не людей. Инкубационный период до 28 дней. Впервые зарегистрированная в Замбии в 1929 году, эта болезнь распространилась по Африке, Ближнему Востоку, Восточной Европе и Азии и достигла Индонезии в 2022 году.

Ранние симптомы у крупного рогатого скота включают лихорадку и повышенное слезоотделение. Затем на коже появляются шишки, которые могут покрыть все тело, постепенно затвердевая по мере развития заболевания. Иногда шишки отслаиваются, оставляя на коже дыры для проникновения к вторичным инфекциям. 

Обычно от этой болезни умирает только 1–5% крупного рогатого скота, но выздоровевшие животные теряют продуктивность. У коров снижается выработка молока, у мясного скота уменьшаются привесы, хотя мясо и безопасно для употребления в пищу. Временное или постоянное бесплодие как у коров, так и у быков также может развиться в течение первого месяца заражения.

Вирус в основном распространяется через укусы комаров, мух и клещей – по мере повышения глобальной температуры растет и популяция этих переносчиков. Заболевание также может передаваться при тесном контакте между животными, например, при контакте с биологическими жидкостями.

В июле прошлого года власти Индонезии заявили, что 13 коров из Австралии дали положительный результат на нодулярный дерматит через несколько дней после прибытия. В то время австралийские власти декларировали, что австралийское животноводство свободно от этой болезни. Тем не менее, торговля между Индонезией и четырьмя австралийскими фермами по экспорту крупного рогатого скота была немедленно приостановлена. Затем Малайзия также прекратила прием живого скота и буйволов из Австралии.

Малайзия и Индонезия сняли свои ограничения в начале сентября после того, как более 1000 голов крупного рогатого скота были протестированы в Западной Австралии, Квинсленде и Северной территории Австралии. Правительство Австралии заявило об усилении мер надзора и биобезопасности, включая тестирование на фермах и дезинфекцию отправляющихся экспортных судов. Сообщается, что после снятия ограничений правительство Индонезии отказалось от австралийского скота с любыми дефектами кожи — в некоторых случаях это составляло до 30% крупного рогатого скота в партии.

Как нодулярный дерматит мог проникнуть в Австралию? Предположительно через зараженных насекомых в международных торговых потоках или же летающих переносчики могли через море попасть в северную Австралию, поскольку некоторые зараженные летающие насекомые могут преодолевать большие расстояния при помощи сильного ветра.

В странах, где нодулярный дерматит КРС является обычным явлением, для борьбы с этим заболеванием используются живые вакцины. В октябре правительство Австралии обеспечило поставки вакцины, а также заявило, что они будут доступны соседним Папуа-Новой Гвинее и Восточному Тимору (Тимору-Лешти).

Предотвращение распространения заразного узелкового дерматита требует ранней диагностики, изоляции потенциально инфицированных животных и ограничения их передвижения. После подтверждения первоначального диагноза, скорее всего, последует убой инфицированных животных.

В Австралии создан план экстренного ветеринарного реагирования, усилен эпиднадзор и идет обучение ветеринаров и животноводов по определению и контролю нодулярного дерматита. Команда австралийских исследователей тем временем разрабатывает модель для оценки вероятного заноса и распространения заразного узелкового дерматита в Австралии. Модель будет включать данные, описывающие текущий статус сообщений о заболевании за пределами Австралии, ландшафт и климат Австралии, распределение и перемещение крупного рогатого скота, а также местные популяции насекомых и клещей. 

Эти модели позволят создать карты, которые можно будет использовать для определения районов Австралии с высокой степенью риска нодулярного дерматита, исходя из условий окружающей среды, благоприятных для выживания импортированных инфицированных насекомых и клещей. Эти карты дадут информацию для принятия решений относительно планов надзора и реагирования, а также помогут фермерам подготовиться к потенциальной вспышке болезни.

Источник: The Conversation.

Заглавное фото: Медведева Анна, AgroXXI.ru.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ