Для ее получения животных недостаточно хорошо кормить и безопасно лечить
В постоянных дискуссиях по поводу того, что именно мы едим и как оно было выращено, произведено и приготовлено, нет ничего нового. Но последние события, связанные со скандалом вокруг «розовой слизи» и слишком тесных стойл для содержания супоросных свиней дают повод еще раз задуматься. Какие продукты лежат на нашем столе и хотим ли мы знать правду об их происхождении?
Вы, конечно же, слышали о термине «органическая пища». Для большинства людей это что-то, не напичканное гормонами, антибиотиками, лекарствами и прочими химическими добавками. Но не стоит понимать «органическую» продукцию так однобоко. В это понятие также входят условия содержания животных, их благополучие, настроение и хорошее самочувствие.
В России пока задумываются об этом в меньшей степени, но Европа, давно перешедшая на техногенные и роботизированные методики животноводства, сейчас переживает настоящую холодную войну производителей и защитников прав животных.
Не все покупатели задумываются о том, как именно был выращен бекон или говядина, так аппетитно выглядящие в витрине магазина. Вам все равно? Тогда представьте на секунду, что едите мясо свиней, чахлых, слабых и не способных даже пробежаться по свинарнику. Или подумайте о курах, которые были живших в погребе без света, свежей воды и качественной пищи… Все еще хочется есть такое мясо?
Животные, выращенные в лучших условиях, получающие возможность гулять на свежем воздухе и наслаждаться солнцем, кормить своих детенышей молоком и получать натуральную пищу без усилителей роста, чувствуют себя намного лучше. И только такие животные могут называться по-настоящему «органическими».
Стойла для супоросных маток вызывают в последнее время массу споров. Производители считают, что такая конструкция – идеальный вариант для экономии места в свинарнике и фиксации животных. Однако борцы за права животных настаивают, что подобные сооружения – просто камеры одиночного заключения для свиней.
Стоит отметить, что в Америке защитники животных достигли уже многого. Распространяя видео с демонстрацией того, как именно свиньи содержатся в подобных загонах, они добились того, чтобы рестораны Макдональдс и некоторые поставщики мяса пообещали не использовать свинину, выращенную с использованием конструкций этого типа.
ролик австралийского общества защиты животных. Активистка рассказывает о том, что свиноферма - это не место, где свиньи растут и развиваются, а самая настоящая тюрьма для животных. В конце - призыв отказаться от употребления продукции, выращенной таким способом
По словам организаторов этих акций, переход к более гуманному выращиванию животных неизбежен. Важно лишь понять, пройдет ли он спокойно и организованно, или же борцам за права животных и сторонникам продукции под маркой «органик» придется отвоевывать свой подход к производству.
Метод содержания супоросных маток в специальных станках-стойлах, вызывающий столько разногласий в Европе, входит в моду и в России. Выгоды для промышленности, конечно, очевидные: уменьшается расход полезной площади свинарника в расчете на каждую свинью, питание легче нормировать, а сами животные ведут себя гораздо спокойнее и не дерутся.
Однако в плане комфорта и стрессоустойчивости методика весьма неоднозначна. Дело в том, что размеры станка (60-70 см в ширину и 200 см в длину) едва вмещают взрослое животное и практически полностью исключают возможность его движения. Маток располагают головой к проходу. Нередко кверху ширину клетки ограничивают, для того чтобы свинья не могла выскочить из нее.
Удобно для людей – да. Но удобно ли для животных?
Что же именно происходит в промышленности, связанной с производством продуктов питания сейчас, когда она уже около 40 лет простой потребитель ничего толком о ней не знает? О том, как именно производится свинина или говядина известно лишь фермерам, которые занимаются выращиванием животных. Но именно сейчас потребители снова начали проявлять к этой сфере огромный интерес.
Хью Валей (Hugh Whaley), глава Союза фермеров США (USFRA) считает, что существует множество способов выращивания животных и каждый из них можно обсуждать с коллегами и экспертами.
«Мы бы с большим удовольствием поговорили обо всем, что касается различных технологий и способов получения продукции животноводства. Чтобы понять, что же именно нужно потребителям и как лучше выращивать животных с точки зрения новых норм и правил об органической продукции и гуманном отношении к сельскохозяйственным животным, - говорит он. - Однако никто не спрашивает нас об этом, наше мнение попросту никому не интересно».
Часто потребители просто не понимают, как именно происходит выращивание животных на фермах. Многим кажется, к примеру, что если семейная животноводческая ферма становится крупнее, она уже перестает быть семейной фермой и продукция на ней теперь далека от понятия «органическая». Но это не всегда правда. Существуют производители и крупные фермерские хозяйства, которые продолжают оставаться семейной фермой даже если их угодья расположены на 10 акрах земли.
Сегодня выращивание сельскохозяйственных животных все больше нацелено на покупателей и их потребности. Думать о качестве и технологии производства животных теперь нужно с момента их рождения. И это меняет взгляды самих фермеров на то, как они должны выращивать свой скот.
Сельское хозяйство – очень специфическая отрасль промышленности, однако здесь, больше чем где бы то ни было важна преемственность опыта. Дети получают навыки обращения с животными от своих родителей-фермеров.
«Я обучаю местных детей, растущих на фермах, основам сельского хозяйства, - рассказывает фермер Пол Виллис, - и многие из них видят свиней или коров, пасущихся в поле, впервые именно на моих уроках. Вот это-то и внушает опасение».
Большинство современных дискуссий о способах выращивания животных направлены на решение этой проблемы в будущем. Ведь то, какой станет промышленность через много лет, зависит от поколения, растущего уже сегодня.
О новых стандартах гуманного обращения с животными можно прочитать здесь