7 апреля 2012 в 08:58

Обзор событий в аграрном секторе Евросоюза

ДЗЕН

Сдастся ли Еврокомиссия перед натиском стран-членов, желающих получить больше свободы для запрета ГМ-культур

Перечень критериев, по которым страны ЕС могут запретить использование генетически модифицированных культур, одобренных на уровне Евросоюза, вероятно, будет оставаться в центре внимания на протяжении всего года, в то время как члены Европейского экономического сообщества уже интегрировали в национальные законодательные акты правила в области агрохимии (1107/2009).

ГМ-культуры

Европейская комиссия приступила к работе разработке норм, позволяющих отдельным государствам еврозоны запрещать использование ГМ-продуктов, несмотря на их одобрение для Евросоюза в целом, с начала 2011 года. Произошло это под давлением стран-членов ЕС, требовавших подготовить перечень возможных причин для ограничения или запрета использования ГМ-культур на национальном уровне. В предшествующий период Еврокомиссия настойчиво уклонялась от подготовки такого документа, ограничиваясь предупреждением, что члены Евросоюза не должны использовать научные или природоохранные предпосылки для решения подобных вопросов, так как подобная деятельность должна, прежде всего, соответствовать единой европейской политике в области ГМ-культур.

Для того чтобы облегчить деятельность членов Евросоюза, в условиях правовой неопределенности по поводу любых ограничительных мер, Еврокомиссия приняла в расчет принципы свободной торговли, с учетом общественных интересов и безопасности. Она считает, что среди прочих оснований для запрета ГМ-растений, решения необходимо принимать с оглядкой на этическую сторону вопроса и с учетом последствий для общественной безопасности. Но оценки возможного отрицательно влияния ГМО на здоровье людей и окружающую среду по-прежнему не должны приниматься во внимание, так как эта задача решается на уровне Евросоюза.

Комитет по окружающей среде Европарламента, на голосовании по поводу учета рисков для природы от использования генетически модифицированных организмов, занял противоположную позицию. Но и он разделяет точку зрения Еврокомиссии о том, что аспекты влияния на здоровье можно не учитывать для ограничения или запрета использования ГМ-культур, которые уже одобрены в Евросоюзе. Необходимо отметить, что большинство парламентариев поддерживают стремление стран-членов ЕС принимать в расчет риски для окружающей среды при запрете на использование ГМ-культур.

Если государства-члены получат больше свобод в решении вопроса о запрете использования одобренных в ЕС сельскохозяйственных культур, то может возникнуть противоречие с требованиями свободной торговли на внутриевропейском рынке, а также в рамках ВТО. Сохраняющаяся неопределенность по данному вопросу означает, что компромиссное решение, предложенное в период президентства Венгрии в Евросоюзе, заканчивающегося в июне, не успеет получить большинства голосов от стран-членов ЕС.

Среди прочих проблем, возникших на этой почве, можно вспомнить отмену запрета на использования генетически модифицированной линии кукурузы MON810, устойчивой к насекомым, сделанную национальным государственным советом. Данное решение вступит в силу до конца текущего года, и оно соответствует рекомендациям Европейского Суда, который призывает Францию использовать более веские основания для принятия запретных решений. Но эта отмена может стать лишь символическим жестом, так как правительство найдет другие, более значимые, мотивы для запрета на использование данной линии кукурузы до начала следующего вегетационного сезона. Среди других стран, запретивших использование данной ГМ-культуры, Австрия, Болгария, Германия, Греция, Венгрия, Италия и Люксембург.

ЕС также готов к вступлению в силу Закона 619/2011, который устанавливает 0,1%-ный порог присутствия не одобренных ГМ-материалов в импортируемых продуктах питания. Данный порог действует и в отношении ГМ-продуктов, находящихся в стадии одобрения или имеющих истекший срок одобрения. Этот законопроект вызвал поток жалоб на политику Евросоюза, блокирующую импорт продуктов, которые содержат следовые количества ГМ-материалов, не получивших одобрения. Он был по-разному воспринят членами Евросоюза, и стал причиной установления подобных же ограничений на использования импортных компонентов предприятиями пищевой промышленности.

По причине излишней политизации процесса одобрения ГМО в Европе, в центре внимания оказались исследования, свидетельствующие о том, что происходит сокращение количества ученых, занимающихся вопросами биотехнологии растений. Выводы данных исследований свидетельствуют, что в 2011 году было подано только 42 заявки на испытание новых сортов растений, тогда как в 2010 году таких заявок было 81, а в 2009 – 109. Из общего числа заявок 24 подано со стороны Испании, являющейся основным производителем ГМ-кукурузы в Европе. Длительный срок регистрации, вместе с нежеланием многих европейских стран использовать подобные культуры, сильно затрудняет работу ученых. Из планов Французского национального института сельскохозяйственных исследований (INRA) в  2010 году исчез раздел по разработке новых ГМ-культур. Отсутствие заявок на испытания новых линий со стороны Франции ясно указывает на сложившуюся ситуацию.

Результаты аналитической работы, выполненной в Объединенном исследовательском центре, свидетельствуют, что Евросоюз поощряет ученых разрабатывать новые методы селекции растений, но перед коммерциализацией двери могут захлопнуться, если он будет классифицирован как генетически модифицированный продукт. Комиссия провела тщательные исследования состояния восьми новых технологий, и пришла к выводу, что если они подпадут под действие европейского законодательства в сфере ГМО, то затраты на регистрацию конечного продукта взлетят от низких до очень высоких. Особенно обеспокоены исходом данных событий компании, имеющие практически готовые к коммерциализации устойчивые к гербицидам линии рапса и кукурузы, устойчивые к болезням сорта томатов и устойчивые к парше сорта яблонь. Кажется, что итог всего этого предвосхищает группа активистов, уничтоживших во Франции поле подсолнухов, относящихся к сортам традиционной селекции, которые активисты этой группы назвали «скрытыми ГМО».

Агрохимикаты

Положения Закона 1107/2009, вступившего в действие еще в декабре 2009 года, должны были интегрироваться в законодательные акты действительных членов ЕС еще до 14 июня. Он предшествует вступлению в силу рекомендаций ЕС по применению и оценке средств агрохимии, включая подготовку и подачу документов для регистрации продуктов и действующих веществ с использованием подхода оценки рисков, зональную оценку и взаимное признание одобренных продуктов, процедуры обновления, отзыва и внесения поправок в авторизационные документы. Рекомендации предшествовали одобрению Комиссией детальных правил по применению закона, описывающего требования к информации, необходимой для регистрации действующих веществ и препаратов, единые требования, предъявляемые к оцениваемым продуктам, требования к маркировке препаратов, а также список действующих веществ, которые уже одобрены и добавлены в Приложение I устаревшего распоряжения Евросоюза (91/414), касающегося правил регистрации агрохимических препаратов.

Имеются признаки того, что Евросоюз одобрит использование агрохимикатов, предназначенных для второстепенных культур. Это стало возможным после того как почти 96% респондентов опроса, инициированного Европейской комиссией, высказались за организацию специального фонда по координации действий, направленных на увеличение количества одобренных препаратов, предназначенных для ухода за второстепенными культурами. Специально проведенное исследование выявило более 1400 случаев, в которых проблемы с защитой растений были вызваны нехваткой препаратов. Респонденты также поддержали идею о необходимости отдельного определения для ограничения использования продуктов в тех случаях, когда это связано с ограничением поставок, вместо использования настоящего определения, напрямую ссылающегося к площадям на которых возделываются второстепенные культуры.

Также к концу года наметились подвижки в отношении биоцидов, после того как члены ЕС и Европарламент достигли предварительных соглашений по пересмотру законодательных актов, регулирующих оборот этих препаратов. Они должны заменить Директиву (98/8), касающуюся несельскохозяйственных пестицидов и широкого спектра защитных и дезинфицирующих средств. Еврокомиссия выступила с инициативой о становлении новой системы, нацеленной на одобрение продуктов сразу на всей территории ЕС. Второе чтение этого закона прошло в январе. Кабинет министров ЕС, вероятно, окончательно одобрит его в первой половине 2012 года. Новые правила вступят в силу не раньше сентября 2013 года, и то – с рядом исключений для отдельных позиций.

Предлагаемые меры по реформированию Общей сельскохозяйственной политики (CAP) Евросоюза вызывают предчувствие нового сокращения в сельскохозяйственном секторе стран-членов. Обязательно 7%-ное сокращение площадей уже заложено в проект реформ CAP, предложенный Еврокомиссией. Комитет по сельскому хозяйству парламента раскритиковал новые подходы в связи с тем, что они противоречат действующим требованиям продовольственной безопасности и бесперебойной поставки продовольствия. Впервые сокращение площадей было предложено в качестве политической меры Евросоюза в 1992 году. Оно было призвано сдержать производство избыточных объемов сельскохозяйственной продукции, а также снизить воздействие аграрного сектора на окружающую среду. Последствия 15%-ного сокращения сильно сказались на продажах пестицидов. В дальнейшем этот процент постепенно сокращался, пока не стал равным нулю в 2008 году, чему способствовало уменьшение запасов зерна и высокие цены на продовольствие.

Еще одним немаловажным для аграрного сектора событием, ожидаемым в текущем году, станет соглашение между членами Евросоюза и Парламентским комитетом по правовым вопросам, предлагающее введение общеевропейских патентов. Новая система сможет сократить затраты разработчиков агрохимических препаратов и линий сельскохозяйственных растений приблизительно на 80%, так как сделает ненужной процедуру регистрации патентов в каждой отдельно взятой стране. В феврале в парламенте уже состоялось голосование по пакету законодательных актов, касающихся патентной системы. Но вступят они в силу только в 2014 году.

Александр Никитин, к. с/х н.

По материалам Agrow

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ