Обсудив ситуацию, сложившуюся в сельском хозяйстве и на зерновом рынке страны, участники XVIII Международного зернового раунда отмечают, что в прошедшем году аграрный сектор и зерновой рынок столкнулись с качественно новыми вызовами, которые обострили нерешенные задачи отрасли – достижение устойчивости доходности сельскохозяйственной деятельности, формирование стимулов к технологической модернизации, резко выросла закредитованность предприятий отрасли, остается низкой конкурентоспособность отрасли как в отношении других отраслей национальной экономики, так и значительной части отечественной продукции на рынке.
Хотя проведена определенная модернизация Госпрограммы, но сохранение прежних подходов и механизмов не отвечает качественно изменившейся экономической ситуации и поставленным задачам роста конкурентоспособности отечественной агропродовольственной продукции.
Ключевым вопросом становятся не масштабы бюджетной поддержки, которую следует увеличить, а четкое определение приоритетов развития отрасли и конкурентоспособность государственного регулирования аграрного сектора.
Несмотря на существенный рост доходов сельхозпроизводителей, ставший следствием девальвации рубля и роста закупочных цен на сельхозпродукцию, практика льготного кредитования столкнулась с проблемой низкой доступности кредитов из-за нехватки бюджетного финансирования. Сохраняется острота проблемы закредитованности, существующая система страхования урожая не отвечает интересам и потребностям сельхозпроизводителей.
Необходимо отметить, что государство перешло от деклараций к практической деятельности в вопросах стимулирования зернового производства и поддержки агропродовольственного экспорта. Подготовлена, хотя до настоящего времени не принята, «Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Российской Федерации до 2025 года и на перспективу до 2030 года» и начата работа по реализации приоритетного проекта «Экспорт продукции АПК». Существенно активизировалось и приобрело системный характер взаимодействие отраслевых ассоциаций и РЭЦ.
Вместе с тем, сохраняется ориентация на рост производства продукции без учета требований реальной конкурентоспособности, отсутствуют долгосрочные программы стимулирования сбыта и потребления сельхозпродукции на внутреннем рынке, сохраняется административное давление на аграрный бизнес, которое зачастую является следствием стремления к самосохранению надзорных органов, а не обеспечением интересов государства и общества. Требуется корректировка практики применения «единой субсидии», приостановлено, но не отменено, действие вывозной таможенной пошлины на пшеницу, Участники XVIII Международного зернового раунда положительно относятся к поддержке мероприятия Минсельхозом России, однако констатируют, что отсутствие представителей министерства ограничивает возможности прямого и открытого диалога бизнеса и власти.
Участники XVIII Международного зернового раунда отмечают, что ряд принимаемых сегодня мер носят позитивный характер, однако считают, что необходимы системные меры по формированию новой конкурентоспособной агропродовольственной политики, переработка Госпрограммы и оперативное решение следующих задач:
сохранение масштабов поддержки отрасли в объемах не ниже установленных базовым вариантом Госпрограммы и расширение доступности льготных кредитов; переход от деклараций к реальному сокращению и оптимизации контрольно-надзорных функций, жесткой ориентации надзорных органов на реализацию функций поддержки национального бизнеса; отказ от обезличенной поддержки технологической модернизации и переход к поддержке по конечному результату хозяйственной деятельности – производство конкурентоспособной продукции; переход от прямых интервенций к залоговым операциям и установлению минимальных гарантированных цен, что требует ускоренного принятия ФЗ «О зерновых товарных складах общего пользования»; установление приоритетности задач роста объемов и номенклатуры агропродовольственного экспорта по сравнению с поставками на внутренний рынок, даже если аналогичная продукции завозится из-за рубежа; в рамках реализации приоритетного проекта «Экспорт продукции АПК» необходимо предусмотреть формирование специальных программ поддержки экспорта путем предоставления гарантий по экспортным кредитам для продвижения экспорта продукции сельского хозяйства и прямое финансирование в сфере технического содействия для продвижения сельскохозяйственных товаров России на новые рынки, разработку гармонизированных с международными экспортных стандартов на ключевые виды продуктов сельскохозяйственного экспорта из России, активизировать работу по снятию внутренних барьеров, а также снятие фитосанитарных и технических барьеров, которые ограничивают или угрожают экспорту из России продукции, которая должна оцениваться по масштабам экспорта на новые рынки сбыта; снятие ограничения на применение современных биотехнологий в сельском хозяйстве России, одновременно обеспечив защиту прав потребителей; установление специального уровня железнодорожных тарифов в целях снятия избыточного предложения зерна в регионах удаленных от зон потребления; приведение в соответствие с реалиями сельскохозяйственной деятельности практику регулирования автомобильных перевозок; переход на финансирование прикладных научно-методических работ и НИОКР на основе грантов, под гарантии их внедрения в практику и с учетом потребностей аграрного бизнеса; целевая подготовка и непрерывная переподготовка кадров для реализации современных технологий.Особое внимание участников XVIII Международного зернового раунда привлекла ситуация с подготовкой и принятием «Хартии в сфере оборота сельскохозяйственной продукции - совместная политика по противодействию незаконным действиям на рынке оборота сельскохозяйственной продукции». Участники рынка жизненно заинтересованы в вытеснении с рынка недобросовестных компаний, вместе с тем необходимо признать, что в значительной степени причинами сложившейся ситуации являются действия государства, нежелание или неспособность отказаться от применения ЕСХН, который выступает катализатором неформальных отношений. Любая попытка решить эти вопросы локальными мерами – соглашениями между частниками рынка и давлением со стороны ФНС, вместо системных решений и формирования соответствующей нормативно-правовой базы не приведут к желаемым результатам, ухудшат экономику сельского хозяйства, могут спровоцировать падение закупочных цен, в первую очередь в КФХ, снижение объемов экспорта. Необходим отказ от единого сельскохозяйственного налога при сохранении нулевой ставки налога на прибыль и иных налоговых льгот, предусмотренной для сельхозпроизводителей.
Участники XVIII Международного зернового раунда обращаются к федеральным и региональным органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, зернопроизводителям, отраслевым объединениям товаропроизводителей АПК, бизнес-сообществу c призывом консолидировать усилия в решении указанных задач и выражают уверенность в том, что реализация настоящих рекомендаций будет способствовать устойчивому развитию рынка зерна и агропродовольственного сектора страны, окажет положительное влияние на ход социально-экономического развития и укрепление позиций России на мировом агропродовольственном рынке.