3 июля 2012 в 10:11

Говядина: возрождение традиций

ДЗЕН

С ростом доходов населения, Россия хочет возродить разведение крупного рогатого скота мясных пород – отрасль, утраченную при Сталине. Стейк из 7-летней молочной коровы получается жестким и безвкусным. 

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин представил амбициозные планы, направленные на сокращение импортных поставок говядины. Сегодня на эти цели уходит 3 млрд. долл. США. Россия надеется возродить дореволюционный уровень разведения крупного рогатого скота мясных пород.

Помочь ей в этом должен Энтони Стидхем, 48 летний работник на ранчо в третьем поколении из Оклахомы. На одной из самых больших российских ферм, расположенных в 400 км на юго-западе от Москвы, он, вместе с небольшой группой зарубежных скотоводов, пытается научить местных работников всему тому, что знает сам: от клеймения коров до помощи новорожденному теленку, застрявшему в родовых путях.

Если все пойдет так, как намечено, то в один прекрасный момент Россия может превратиться в такого же крупного поставщика говядины как мировые гиганты Tyson Foods из Спрингдейл и Brasil Foods из Сан-Паулу.

С увеличением числа россиян, относящихся к среднему классу, и ростом средней заработной платы вторе, в России подскочил спрос на говядину. При этом Москва сократила квоты на импорт говядины, в надежде, что это поможет возродить национальные традиции разведения крупного рогатого скота мясных пород, утраченные в период правления Сталина. Согласно намеченным планам, к 2020 г. Россия сможет обеспечивать себя говядиной на 85%. Для сравнения: сегодня этот показатель равняется 65%. Правительство накачивает деньгами оперяющуюся мясную промышленность и помогает ей в приобретении опытных кадров и крупного рогатого скота из-за рубежа.

Стидхем утверждает, что нигде в мире, ни в США, ни в Австралии, нет таких перспектив для развития скотоводства, как в России. Он попал сюда в прошлом году, ответив на рекламу в одной из сельскохозяйственных газет. Вскоре Стидхем стал работником агрохолдинга Мираторг, крупнейшего в России импортера говядины, получившим государственную финансовую поддержку и налоговые льготы на старте проекта стоимостью 800 млн. долл. США. Проект реализуется в Брянской области.

Основанный братьями Александром и Виктором Линниками в 1995 г., к 2010 г. АПХ Мираторг превратился в крупнейшего российского производителя свинины, и начал заниматься птицеводством. По словам вице-президента по финансам, Вадима Котенко, в поиске ресурсов для дальнейшего расширения, в прошлом году были проданы бонды на общую сумму 3 млрд. руб., а в текущем году их может быть продано еще больше. Рассматривается также вопрос о выходе на фондовый рынок.

Амбиции АПХ "Мираторг" поистине техасские: он уже располагает 16 фермами для крупного рогатого скота, разбросанными вокруг Брянска. Еще 17 откроются тут же до конца 2013 г. Три дополнительные фермы находятся на стадии строительства в Калининградской области. Каждая ферма вмещает около 3 тыс. породистых коров. По утверждению Стидхема, ни одно хозяйство в США не может сравниться с этим по размаху.

Будучи одним из 10 американских работников ранчо, работающих в Брянске, Стидхем говорит, что его ученики готовы круглосуточно постигать премудрости разведения крупного рогатого скота. Хотя он учит российских парней всему тому, что знает сам, включая основы ковбойского искусства, главная его задача – показать приемы обращения со скотом, начиная с различных способов кормления, до распознавания симптомов всевозможных болезней.

Тут работники американских ранчо столкнулись с условиями, отличными от тех, к которым они привыкли на Великих Равнинах. Самой первой проблемой стала нехватка племенного стада. Россия располагает всего 250 тыс. голов крупного рогатого скота мясных пород. Это лишь 1% от тех стад, которые пасутся на ее полях. Поэтому Мираторг был вынужден привезти в июле прошлого года 60 тыс. голов скота из-за рубежа. Для импорта были выбраны Абердин-ангусские комолые бычки шотландской селекции. После путешествия по океану из США или Австралии, на месте они столкнулись с зимними морозами, которые могли достигать -35° С. Вадим Котенко говорит, что эта порода может прекрасно адаптироваться к любому климату. Бычки отращивают такой слой шерсти, какой необходим для того, чтобы хорошо себя чувствовать при данных температурах, а затем передают это свойство по наследству телятам.

В Брянске думают удвоить родительское стадо до конца 2013 г. Вместе с новыми телятами, общие мощности, включающие также убойные и мясоперерабатывающие цеха, увеличатся в четыре раза в 2014 г. Контрольная цифра – 250 тыс. голов. Это позволит производить 104 тыс. мясных бычка в год и поставлять 30 тыс. т. бескостной говядины на российский рынок. Но для достижения такого успеха необходимо время.

Репродуктивный цикл для птицы составляет 40 дней, для свиней – 6 месяцев, а для коров – все 16. Поэтому разведение крупного рогатого скота требует серьезных инвестиций и не окупается так быстро. По словам Вадима Котенко, в компании исследовали осуществимость этого проекта два года, а, по крайней мере, 5 банков отказали в выдаче кредита, сославшись на очень большой риск.

Банкиры также ссылались на происходящее во всем мире снижение поголовья крупного рогатого скота. В США и других развитых странах потребление говядины неуклонно падает с середины 1970-х. Предпочтение отдается более дешевым источникам белка – птице и свинине. Но пока в России потребляется 17 кг говядины на человека в год, что составляет половину от аналогичного показателя в США. Эту цифру сообщает Национальная мясная ассоциация, располагающаяся в Москве. Поэтому спросу на говядину в стране еще есть куда расти.

В 2010 г. Внешэкономбанк, Российский банк развития дал свое согласие на финансирование проекта Мираторга по разведению крупного рогатого скота. В этой сделке выиграл и банк, получивший льготный заем от правительства. Производство говядины местными операторами, такими как Мираторг, в противовес импорту, получает льготы от российского правительства. Оно всячески поддерживает внутреннего производителя, уменьшая зависимость от импортных поставок. Промышленный аналитик из Robobank Group, Альберт Ворнуй говорит, что происходящее в Брянской области можно рассматривать в качестве первого шага по восстановлению давно упущенных позиций России в сфере разведения мясного крупнорогатого скота. Однако, в условиях высокой конкуренции за землю и постоянного повышения стоимости кормов, этот процесс может сильно затянуться.

Традиции мясного скотоводства дореволюционной России были утеряны в ходе коллективизации 1930-х гг. С тех пор основным источником говядины в стране стали старые коровы молочных пород. Президент Федерации Ресторатов и Хотельеров России, Игорь Бухаров поясняет, что стейк из 7-летней молочной коровы слишком жесткий и безвкусный. Только после падения Советского Союза в Россию начали поставлять говядину из Новой Зеландии, Аргентины и США. Тогда наши соотечественники и узнали ее настоящий вкус. Возврат к разведению крупного рогатого скота на мясные цели – радостное событие для гурманов.

По данным Министерства по сельскому хозяйству США, в прошлом году Россия купила за рубежом 1,1 млн. т. говядины и телятины. Это эквивалентно 3,3 млн. голов откормленных бычков. Импорт говядины в 2011 г. составил 2,6 млрд. долл. США. Это одна треть от объемов потребления данного продукта в стране. Федерация экспортеров мяса США говорит, что Tyson Foods, Brasil Foods, Cargill и JBS сейчас являются крупнейшими поставщиками говядины в Россию. Но если опыт Брянска будет распространен во всей России, то эти компании однажды не только не смогут продать в страну ни одного килограмма говядины, но и впервые приступят к поставкам в обратном направлении. Вадим Котенко думает, что Россия имеет все шансы в ближайшие 10--15 лет стать крупным экспортером говядины.

Источник: Bloomberg Businessweek, 25 июня -- 1 июля 2012 г., Илья Хренников и Мария Сысоева

Перевод: Александр Никитин

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ