12 сентября 2013 в 15:05

Что можно в ВТО

ДЗЕН

Какие виды поддержки бизнеса возможны в странах ВТО

Нередки разговоры, что вступление России в ВТО неизбежно гибельно отразится на ее экономике. Почему?

Опыт других говорит об обратном. Просто мы еще плохо знаем правила ВТО, и это пока пугает.

Правила ВТО вовсе не исключают возможность государственной поддержки производителей. Однако поддержка эта не должна влиять на ценообразование или покрывать прямые издержки.

Все виды господдержки делятся на так называемые корзины: красную, желтую (янтарную), зеленую и голубую.

Красная корзина — это меры поддержки, которые жестко ограничены согласованным объемом и должны поэтапно сокращаться согласно принятым страной-членом ВТО на себя обязательств или совсем запрещены к применению правилами ВТО. Речь, прежде всего, об экспортном субсидировании. В основном применяется к промышленности. В отличие от промышленности для сельского хозяйства нет абсолютно запрещенных (красных) субсидий. Хотя для вновь принимаемых членов ВТО существует запрет на экспортные субсидии. Так, наша страна обязалась не применять экспортные субсидии с даты присоединения к ВТО.

Желтая (янтарная) корзина — содержит те виды поддержки, которые считаются стимулирующими производство и, следовательно, искажающими торговлю. К ним относят регулирование рыночных цен, прямые платежи и субсидии, льготы на транспортировку и списание долгов, приобретение ГСМ со скидками и т. п. В правилах ВТО нет точного определения, какие меры государственной поддержки следует относить к желтой корзине, и в нее попадают любые меры, не помещенные в другие корзины. Обязательства по объемам желтой корзины фиксируют для каждой страны-члена ВТО в перечне обязательств в виде агрегированных мер поддержки. Их начальный и конечный размер и темп сокращения обсуждают в ходе переговоров.

В зеленую корзину входят меры, не оказывающие влияния на рынок. Это расходы на развитие инфраструктуры, научные исследования, подготовка кадров, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, программы страхования урожая, программы региональной помощи. Меры зеленой корзины можно применять без ограничений. Они достаточно четко прописаны в соответстующих соглашениях участников ВТО.

Голубая корзина существует только в развитых странах с высокоразвитым сельским хозяйством и включает выплаты, направленные на ограничение размеров используемых сельскохозяйственных угодий и поголовья скота, а также компенсации при добровольном сокращении фермерами объемов производства. Меры голубой корзины, так же, как и зеленой, исключаются из обязательств по сокращению, однако в России такие меры в настоящее время не применяются.

В соглашении по сельскому хозяйству и приложениях к нему проблемы внутренней господдержки сельского хозяйства прописаны подробно.

Сельское хозяйство России обеспечивает 3,7% ВВП и около 8% занятости населения. В соответствии с протоколом российской стороной был согласован уровень государственной поддержки сельхозпроизводителей в размере 9 млрд долл. с последующим сокращением равными долями до 4,4 млрд долл. к 2018 году. В то же время согласно Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы поддержка сельского хозяйства к 2020 году должна составить 15,7 млрд долларов.

Так, по предварительным расчетам Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии, согласно Госпрограмме потребность в финансировании мер желтой корзины в 2017 г. составит 6,6 млрд долл. США, а разрешенный ее размер — лишь 5,4 млрд долл. США. Аналогичная ситуация сложится и в последующие годы.

Необходимо отметить, что общий объем государственной поддержки АПК России, заложенный в бюджет 2012 г., составил около 181 454 млн руб., что составляет примерно 5,6 млрд долл. США. Таким образом, данный объем государственной поддержки не обеспечивает максимально допустимый уровень поддержки сельского хозяйства. Очевидно, что нынешний уровень господдержки ограничивается исключительно бюджетными возможностями.

А если учесть, что финансирование осуществляется только при условии софинансирования из региональных бюджетов, то сумма выплат еще уменьшится. Так, по данным за девять месяцев 2012 года, как минимум десять регионов отказались от субсидий из федерального бюджета, предназначенных для поддержки села, на общую сумму в 4,8 млрд рублей. Следовательно, проблема не в том, что ВТО ограничивает объемы государственной поддержки мерами желтой корзины, а в том, что у нас не хватает средств на осуществление этой поддержки в полном объеме.

Более того, большинство развитых стран давно осуществляют поддержку своих сельхозпроизводителей через программы зеленой корзины (доля мер зеленой корзины достигает 85%). В России с этими мерами дела обстоят значительно хуже. Нам еще предстоит научиться формулировать меры поддержки в терминологии зеленой корзины и переводить часть мер из желтой корзины в зеленую. Это тем более необходимо, что меры зеленой корзины стимулируют эффективное развитие сельского хозяйства, помогают ему применять инновационные технологии, готовить высококвалифицированные кадры и обеспечивать успешное развитие сельского хозяйства.

Среди дополнительных возможностей расширения государственной поддержки сельского хозяйства можно отметить еще две:

— поддержка малых и средних форм хозяйства, которая также не ограничивается соглашениями по ВТО. Российская государственная политика пока не защищает интересы данной группы предпринимателей: несмотря на наблюдавшийся в последние годы рост рентабельности агрохолдингов, рентабельность малых и средних предприятий в большинстве случаев оставалась отрицательной;

— превысить лимит государственной поддержки села поможет не слишком благоприятный для сельского хозяйства российский климат. Согласно правилам ВТО, правительство имеет право оказывать неограниченную поддержку регионам, признанным неблагоприятными для ведения сельского хозяйства, — это относится к мерам зеленой корзины. В предварительном списке Минсельхоза РФ таких территорий едва ли не половина субъектов России.

Зеленая корзина — это путь развития нашего сельского хозяйства и возможность дополнительного финансирования и привлечения инвестиций в его развитие. Однако не только в Москве, но и в регионах пока еще плохо понимают, что такое меры поддержки через зеленую корзину, и среди форм поддержки преобладают разработанные и профинансированные федеральным ведомством. По подсчетам экспертов, Россия в состоянии прокормить не менее полумиллиарда человек уже сегодня.

Источник: birzha.ru

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ