Почему за столько лет реформ так и не сумели возродить село?

 
Выход есть
 
Сегодня все мелкие товаропроизводители в один голос говорят, что содержать корову в хозяйстве стало невыгодно: дорогие корма, а паи в трудные годы были отданы в аренду, зачастую и некуда девать молоко. Не повезёшь ведь в Тамбов за 70–80 километров трёхлитровую банку молока. Кроме того, африканская чума вынуждает владельцев ЛПХ отказываться от выращивания свиней. Сегодня законодательство даже запрещает забивать поросят в границах личных подворий. Об этой проблеме наша газета рассказывала в № 41 (2013 г.).
 
Да и конкурировать мелким производителям с крупными фермами и свиноводческими комплексами трудно. Там выше механизация, автоматизация, высокая степень ветеринарной защиты, собственная кормовая база и так далее.
 
Между тем, власти на всех уровнях говорят, что нужно поднимать село, повышать доходы местного населения. Но как это сделать, если невыгодно заниматься традиционными видами животноводства? Ответ напрашивается сам собой – развивать альтернативные виды животноводства и птицеводства. В области сегодня можно по пальцам пересчитать личные подсобные хозяйства, где производят кроликов, гусей, уток, индюшек, перепелов, страусов и так далее. А между тем, на рынке ощущается нехватка этой продукции.
 
Где купить?
 
Конечно, тамбовского крестьянина трудно расшевелить, подвигнуть на что–то новое, есть некоторая инерция в психологии и мышлении, но при этом он не видит для себя в этом направлении никаких перспектив. Владелец личного подсобного хозяйства брошен, по сути, на произвол судьбы. Все организационные вопросы он должен решать сам. Но как? Надо, например, приобрести корм или молодняк для откорма. И здесь проблема. Когда – то в областном центре существовал зоорынок. Здесь можно было купить или продать живых цыплят, кроликов, перепелов, а также приобрести корм для домашней живности. Но вышел закон Российской Федерации (от 30 декабря 2006 г. № 271–ФЗ) о розничных рынках, который зоорынок отнёс к категории специализированных. Спору нет, нужно организовывать цивилизованную торговлю, но необходимо учитывать и реалии жизни. Словом, зоорынок несколько лет назад успешно ликвидировали, но новый согласно требованиям федерального закона никто до сегодняшнего дня не построил. В комитете по развитию потребительского рынка товаров и услуг администрации Тамбова нам пояснили, что было определено даже место для организации такого рынка, но бизнес остался равнодушным к этой идее. Говорят, невыгодно. А что мешает региональным властям регулярно организовывать ярмарки по продаже всевозможной живности? Во всяком случае, этого закон не запрещает.
 
За бесценок
 
Теперь несколько слов о другой проблеме. Если на тамбовских рынках и ярмарках организованы места для реализации овощей, фруктов, картофеля, то продать мясо и молоко простому крестьянину весьма проблематично. Скоропортящийся товар требует особых условий торговли. Да и невыгодно из–за одного десятка яиц, трёх кроликов ехать в Тамбов, стоять на рынке, терять время, кроме того, нужно ещё оформить санитарную книжку, арендовать торговое место, решить вопросы с кассовым аппаратом и так далее. Поэтому владелец ЛПХ вынужден продавать свой товар за бесценок перекупщикам. Пока другого выхода нет. Поэтому перекупщики сегодня монополизировали мясной рынок. Большая часть прибыли оседает в их карманах и у владельцев предприятий торговли. Поэтому количество магазинов в области растёт, а простые селяне не становятся богаче. Нужно что–то делать. Но что?
 
Зарубежный опыт
 
В странах Западной Европы давно решили этот вопрос. Закон о рекламе нам запрещает называть крупнейшую в мире сеть по реализации сельскохозяйственной продукции, но в 1932 году некий Адриан ван Веллом организовал добровольную сеть бакалейщиков, которая успешно работает и сегодня. То есть под крышей этой организации объединились мелкие предприниматели, которые смогли таким образом составить конкуренцию крупным игрокам. Почему бы нам не пойти по этому пути. Каждый мелкий товаропроизводитель должен быть встроен в аналогичную систему, начиная от производства и заканчивая реализацией продукции. То есть владелец ЛПХ должен знать, какую продукцию он будет производить, в каком объёме и по какой цене её продавать, чтобы рассчитать свои затраты и риски. Но самое главное, при такой системе прибыль от реализации должна быть честно поделена между всеми участниками рынка. Только в этом случае деньги пойдут на развитие реального сектора.
 
Источник: chr.aif.ru