Интервью генерального директора агрохолдинга «Евродон» Вадима Ванеева

- Сегодня индейководство – отрасль, набирающая обороты. В чем причины такого интереса?

- Всего в мире ежегодно производится более 6 млн т индейки, что составляет около 2% мирового производства мяса. В России производство тоже приближается к такому же соотношению. Рынок индейки составляет примерно 130 тыс т. Некоторые эксперты прогнозируют рост до 500 тыс т – но такой объем производства будет нуждаться в серьезном развитии латентного спроса. Производителям придется прикладывать значительные усилия, чтобы подогревать потребительский интерес.

Российский рынок имеет свои особенности. Десять лет назад, когда я начинал производить индейку, отовсюду слышал, что индейку в России никогда есть не будут, это «куриная» страна. Россияне потребляли всего 20 г мяса индейки на человека в год. Промышленного производства до нас не было. Отрасли, как таковой, не существовало. Никто не давал кредиты. Все отказывали в поддержке. Сейчас потребление составляет более 1 кг мяса индейки в год. Мы производим 42 тыс т индейки, занимая около трети рынка. И  чуть ни каждый день слышим о новых планах и обещаниях многочисленных последователей. Заявлено уже более 50 проектов.

индейка

Оказалось, индейка очень даже востребована. Российский потребитель оценил ее по достоинству. И формирование отрасли было бы всем выгодно, если бы не столь же частые сообщения о банкротствах. К сожалению, такие факты красноречиво говорят о том, что очень многие новоиспеченные индейководы просто не поняли, за какое сложное дело берутся. Это действительно очень сложный проект.

Индейка – не курица. Бройлер растет 30 дней – индейка 140. Бройлер ест, что дают – индейка есть то, что ей нравится. Индейка часто болеет, она пуглива, ранима. Распространенная причина смертности - разрыв сердца.

Когда я слышу, как многие дилетанты сравнивают мясо индейки с курицей, да еще  хотят, чтобы была одинаковой цена, я хочу сказать: «Этого не будет никогда! Это другое мясо, другие свойства, другая структура, другое качество, другие технологии выращивания. Это невозможно уравнять».

Не только предпринимателей воодушевляют открывшиеся им привлекательные стороны индейководства. Есть рост интереса у потребителей. Люди все больше задумываются о качестве продуктов. Сегодня им нужна еда не только вкусная, но еще и безопасная, и полезная. И тут индейке нет равных.  В 1 кг мяса индеек содержится 216 г протеина и 69 г жира. Для сравнения: в бройлере белка на 30 гр меньше, а жира гораздо больше.

К мясу индейки практически нет противопоказаний.  Это гиппоаллергенный продукт. Усваивается за два часа. Его можно есть беременным, диабетикам, детям. Отличный источник фосфора, витаминов В6 и В12, самых ценных для человека аминокислот и минералов.

производство индейки

Все это мы десять лет активно старались донести до потребителя разными способами. Например, проводим ежегодно День индейки. В разгар сезона шашлыков и барбекю, в последнюю субботу мая, приглашаем тысячи людей на мастер-классы и дегустации. Празднует, как правило, одновременно несколько городов. Однако дальше, думаю, такого темпа роста уже не будет. Он уже приблизился к общемировому потреблению индейки.    

- Существуют ли в настоящее время какие-либо программы по развитию отрасли? 

- Специальных программ нет, так ведь и отрасли как таковой тоже нет. Она еще формируется. К примеру, мы основали и поддерживаем развитие некоммерческих партнерств: «Национального союза производителей и переработчиков мяса индейки», а также «Национальной Ассоциации производителей и переработчиков водоплавающей птицы». Стараемся обеспечивать рынок аналитикой, мониторингами информационной активности участников, обзорами мировых тенденций или результатами собственных опросов.Формально  индейководство в России пока входит в понятие «птицеводство», а оно, в свою очередь, часть «животноводства». Поэтому все законы и решения, определяющие развитие птицеводства и животноводства, автоматически определяют и рамки развития индейководства.

На становлении отрасли могут сказаться, к примеру, новые «Правила предоставления и распределения в 2015 году субсидий на возмещение части затрат, связанных с оказанием поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих производство мяса птицы».

Дело в том, что эти правила приравнивают индейку к любой другой птице и, по сути, ограничивают 10-летние, как у нас, кредиты. Но индейка растет 140 дней, курица – 38, утка – 42. Это совершенно разные проекты, разный продукт, разное мясо, разные свойства и, соответственно, несравнимые требования к инвестированию.

- Где сосредоточены основные центры разведения индейки?

- Мировым лидером в генетике индейки является корпорация  Erich Wesjohann Grоup (EW Group), с которой наша компания развивает давние партнерские отношения. У нас есть дистрибьюторское соглашение с корпорацией Erich Wesjohann Grоup (EW Group), которое делает нас  эксклюзивным поставщиком в России инкубационного яйца тяжелого кросса индейки BIG-6.

Входящая в EW Group компания Aviagen поставляет породистых птенцов индейки, которые со второго дня жизни получают в Усть-Донецке Ростовской области свое комфортное жилье и прописку. А когда вырастают, несут яйцо, предназначенное для производства коммерческого стада.

В планах нашей компании также построить в ростовской области первый в России селекционно-генетический центр, который займется производством особей для «прародительского стада».

-  В каком состоянии сейчас находится российское индейководство. Какие основные сложности, проблемы?

- В России промышленного индейководства никогда не было. Мы первые, кто взялся за крупный проект с объемами свыше 15 тыс т. Мы строили все наши огромные агрокомплексы с нуля, в степи. Только коммуникаций пришлось проложить 500 км.

Насколько я знаю, далеко не все наши последователи берут на себя труд строить объекты  – многие лишь перепрофилируют какие-то старые птичники- свинарники, закладывая огромный риск для безопасности продукта.

На мой взгляд, это проблема, которая должна найти свое решение, прежде всего за счет внутреннего отраслевого самоконтроля. И инициирование этих форм – одна из задач профессиональных Ассоциаций.

Еще один важный вопрос – кадровый. Такой сложной птице, как индейка, нужны только очень классные специалисты – подчеркиваю каждое слово. А их нет. Опыт в других сферах животноводства не работает.

белая индейка

Можно, конечно, обучать и растить профессионалов самостоятельно – но это очень дорого и долго. В России нет ни самой отрасли, ни школы. Ни в одном ВУЗе страны еще нет ни профилированных кафедр, ни программ, ни преподавателей по индейководству. Мне, к примеру, пришлось потратить на обучение команды около восьми лет.  Все ли могут себе это позволить? Вопрос, который нужно задавать еще при формировании бизнес-планов.

Столь же сложно и с яйцом. В мире совсем немного компаний, которые поставляют качественное яйцо. Их настолько немного, что они еще и не со всеми работают.  Нужно заслужить их доверие, добиться того, чтобы они поверили в серьезность намерений.  А это тоже время. Получается, что при таком росте желающих, какое наблюдается, качественного яйца всем не хватит. Это значит, что все стать успешными не смогут. Получается, что начнутся банкротства, невозвраты кредитов, попытки вернуть инвестиции за счет понижения требований к качеству. Все это, в свою очередь, ударит по потребителю. Эти вопросы, прежде всего,

относятся к банкам, которые хотят финансировать подобные проекты и, похоже, недооценивают риски. А потом тень падает на всю отрасль и на продукт.

Говорят, спрос рождает предложение. В истории российского индейководства все наоборот. Мы формировали свое предложение одними из первых при практически отсутствующем спросе. Однако теперь ситуация изменилась.

О том. как вырастить индюшат, читайте здесь

©