Сильный франк внес свои коррективы в финансовые результаты многих компаний Конфедерации, продающих свою продукцию за рубежом

 

В 2015 году объем экспорта швейцарского сыра вырос на 0,3%. Однако три крупнейших марки, такие как Emmentaler AOP, Gruyère AOP и Appenzeller, понесли потери, сообщает Switzerland Cheese Marketing (SCM), занимающаяся продвижением швейцарского сыра.

Швейцарские сыроделы на первый взгляд не так сильно пострадали от отмены Национальным банком порогового обменного курса: по данным SCM, общий объем экспорта за 2015 год увеличился на 0,3% и достиг 68459 тонн. Однако рост цен для европейских покупателей, вызванный укреплением франка по отношению к евро, все же дал о себе знать. Экспорт в эти страны снизился на 1,5% в количественном выражении, то есть даже гибкая ценовая политика швейцарских производителей не помогла исправить ситуацию. Впрочем, как отмечает SCM, причинами снижения спроса стал не только сильный франк, но рост конкуренции внутри Европы, вызванный отменой квот на молочные продукты и введением российского эмбарго на поставку продукции.

Наиболее значительно от снижения экспорта пострадали флагманы швейцарского сыроварения. Продажи за границу сыров Эмменталер, Грюйер и Аппенцеллер, происхождение которых защищено сертификатами происхождения продукции, снизились, соответственно, на 9,5%, 3,4% и 3,2%, сообщила SCM.

Впрочем, это не мешает Эмменталеру, входящему в недорогую ценовую категорию, оставаться самым экспортируемым швейцарским сыром. На его долю в общем объеме продаж приходится 18,5%. Однако если «первый номер» продолжит сдавать позиции такими темпами, то скоро его может опередить Грюйер, доля которого уже сегодня достигает 17,4%. Аппенцеллер пока значительно отстает от двух лидеров: на него приходится 7,3% общего объема экспорта.

Образовавшуюся брешь помогли заполнить другие марки швейцарских сыров. Самым удачным 2015 год оказался для полутвердого сыра Тильзитер, объем экспорта которого вырос на 41,9%. Оценили зарубежные покупатели и мягкий сыр Vacherin Mont-d'Or (+5,5%), швейцарский Раклет (+2,5%), фрибургский вашрен (+3,3%), не слишком известный в Швейцарии «Switzerland Swiss» (+3,9%), Tête de Moine (Голова монаха) (+0,6%), и некоторые другие сыры, объединенные в категориях «другие твердые» и «другие полутвердые». А вот «другие мягкие» швейцарские сыры, напротив, не смогли справиться с иностранной конкуренцией, понеся потери на уровне 28,6%.

Выручка швейцарского сыромолочного сектора в 2015 году достигла 613,7 млн франков, что на 3,8% меньше чем годом ранее. Таким образом, тенденция, наметившаяся в первом полугодии, подтвердилась и по итогам года. Несмотря на некоторый рост цен, поклонники швейцарского сыра высоко ценят его качество и продолжают хранить ему верность, отмечает SCM.

Около 80% экспорта приходится на соседние страны: основными потребителями продукции из Конфедерации по-прежнему остаются Германия, закупившая в 2015 году 30829 тонн, Италия, на которую пришлось 10332 тонны, и Франция, импортировавшая 4563 тонны швейцарских сыров. При этом, если продажи в Италию выросли на 2,8%, то Франция сократила потребление сразу на 15%.

Заокеанские ценители швейцарской продукции не имели причин отказываться от любимого лакомства: экспорт в этот регион вырос на 8,9% и достиг 12702 тонн. Не слишком удачным оказался 2015 год для компаний, работающих с Россией: с одной стороны, Швейцария, не попавшая под действие продуктового эмбарго, на 15% увеличила поставки в количественном выражении, с другой — выручка при этом снизилась на 15%. Несмотря на наращивание объемов, российский рынок пока остается для швейцарских производителей не слишком крупным потребителем — на него приходится 2% общего объема продаж.

Добавим, что, несмотря на обилие собственной продукции высокого качества, Швейцария также импортирует сыры из других стран. Крупнейшими ее поставщиками остаются Италия (19806 тонн), Франция (14053 тонны) и Германия (12768 тонн), на долю которых приходится 85% продукции импортного производства на прилавках швейцарских магазинов. Сильный франк позволил импортерам увеличить объем закупок на 2,9%, при этом благодаря выгодному валютному курсу общие расходы сократились на 12%.


Источник: Ольга Юркина, nashagazeta.ch