Изменившееся соотношение спроса и предложения кукурузы осложняет ситуацию на мировом рынке пшеницы

Укрепление доллара США, индекс которого достиг наивысшей отметки за последние 12 лет, а также продолжающееся снижение ставок океанского фрахта стали одними из основных факторов, влияющих на конъюнктуру мирового рынка пшеницы в 2015/2016 маркетинговом году. Новым фактором, способным еще более осложнить непростую обстановку, стало изменившееся соотношение мирового спроса и предложения кукурузы, способное в краткосрочной перспективе спровоцировать рост потребления фуражной пшеницы. Данное обстоятельство, безусловно, заслуживает самого пристального внимания со стороны покупателей и продавцов пшеницы.

Как правило, цены пшеничного рынка четко следуют за кукурузой. Пшеница и кукуруза выступают как взаимозаменяемые культуры на мировых рынках фуражного зерна, главным образом используемого для откорма свиней и птицы. Но эта взаимозаменяемость во многом зависит от соотношения цен на кукурузу и пшеницу.

В обычный год на мировой рынок фуражного зерна приходится порядка 19% мирового производства пшеницы и 68% мирового производства кукурузы. В результате реализации фуражной пшеницы устанавливается ценовая планка для пшеницы в целом, поскольку на эти цели идут остаточные запасы пшеницы стандартных классов, не пригодных для продовольственных целей. При максимальном сужении ценового спрэда между пшеницей и ее аналогами, включая кукурузу, животноводы увеличивают долю пшеницы в кормовых рационах.

Чикагская торговая палата внимательно отслеживает колебания ценового спрэда пшеница—кукуруза. Чем ближе к паритету цена на пшеницу и кукурузу, тем выгоднее становится пускать пшеницу на откорм скота. Содержание белка в пшенице выше, чем в кукурузе, и, следовательно, пшеница является более ценным продуктом в рационе животных. Когда в 2011/2012 маркетинговом году сузился спрэд между пшеницей и кукурузой, потребление фуражной пшеницы увеличилось на 3% по сравнению со средними показателями предыдущих 5 лет.

В то время, как Чикагская торговая палата отслеживает поведение цен на пшеницу и кукурузу в США, частные покупатели пытаются проанализировать колебания спрэда на примере продаж аргентинской кормовой пшеницы свиноводам из штата Северная Каролина. С одной стороны, укрепление доллара США ведет к удорожанию американской пшеницы на внешних рынках. С другой — сильный доллар делает более дешевой для американских животноводов фуражную пшеницу из Аргентины и других стран.

По данным на 23.01.2015 стоимость аргентинской пшеницы с низким содержанием белка составила 4,35 доллара/бушель ФОБ, а стоимость американской кукурузы — 4,37 доллара/бушель ФОБ. Таким образом, спрэд между аргентинской пшеницей и американской кукурузой составил 0,02 долара. Для сравнения: спрэд между кукурузой и мягкой краснозерной озимой пшеницей (Soft Red Winter — SRW) по цене 5,61 доллара/бушель ФОБ и твердой краснозерной озимой пшеницей (Hard Red Winter — HRW) по цене 5,81 доллара/бушель ФОБ составил, соответственно, 1,24 доллара/бушель и 1,44 доллара/бушель.

Поскольку аргентинская пшеница стоит дешевле американской кукурузы, отгружаемой в портах Мексиканского залива, многие страны, традиционно закупающие кукурузу для откорма скота, включая Индонезию и Филиппины, отдадут свое предпочтение более дешевой пшенице. И дело здесь не только в предельно низких ставках океанского фрахта. Мировое производство пшеницы продолжает бить рекорды, в то время как мировое производство кукурузы сократилось на 4% по сравнению с прошлым годом и составило 968 млн тонн. Основное сокращение производства кукурузы пришлось на долю стран-экспортеров, которые обеспечивают 95% мирового производства кукурузы. Как следствие, мировой спрос на кукурузу превысил ее производство и достиг 974 млн тонн, превысив на 13 млн тонн результат 2014/2015 маркетингового года.

Пока еще рано прогнозировать долгосрочные последствия нынешней ситуации, в которой мировой спрос на кукурузу превысил объемы ее производства. Тем не менее, Минсельхоз США считает, что мировой экспорт кукурузы сократится на 18% по сравнению с прошлым годом, и откроет дополнительную нишу для реализации избыточных объемов мирового предложения пшеницы

Стефани Брайант-Эрдманн (Stephanie Bryant-Erdmann), маркетинговый аналитик Американской пшеничной ассоциации