Россияне готовы увеличивать потребление зеленных культур, несмотря на снижение своей покупательской способности
Особенности российского климата не позволяют круглогодично выращивать овощи в открытом грунте, а длительному хранению в свежем виде подлежат далеко не все овощные культуры.
Поэтому 9-10 месяцев в году отечественные потребители нуждаются в продукции из теплиц и парников.
Зеленные культуры выращивают для получения зелени, которая используется в пищу в свежем или консервированном виде. Эту группу растений обычно подразделяют на:
- салатные (салат, кресс-салат, огуречная трава);
- шпинатные (шпинат, лебеда овощная, портулак);
- пряные (укроп, кервель, базилик, кориандр) культуры.
Салатные культуры чаще всего используются в пищу свежими, а шпинатные и пряные — для приготовления различных блюд.
Структура рынка
Самыми популярными овощами у россиян, согласно данным официальной статистики, являются помидоры и огурцы, поэтому приоритет тепличные хозяйства отдают выращиванию именно этих культур.
Свежая зелень и листовые овощи наряду с огурцами и помидорами также пользуются спросом.
Наиболее часто наши соотечественники покупают укроп, петрушку, салат, цветную и пекинскую капусту и другие виды зеленных культур. При этом рынок сбыта зелени и салатов остается стабильным даже в условиях кризисного времени.
Примечательно, что укроп и петрушка являются для россиян традиционными продуктами питания, но на их производстве специализируется не так много отечественных тепличных хозяйств, поскольку большая их часть делает ставку на листовой салат.
Дефицит отечественного тепличного производства компенсируют импортные поставки.
Доля импорта по отдельным позициям (спаржа, сельдерей, цветная капуста и другие) достигает 95–100%. Объемы импортных поставок постоянно увеличиваются: в 2016 г. они выросли примерно на 20%, в 2017 г — еще на 10%.
Из каких стран в Россию привозят зеленные культуры
Наибольший объем поставок зеленных культур приходится на Китай.
«Фабрика мира» не только производит больше всех электроники, но и активно выращивает овощи. В 2016 г. из Поднебесной в Россию было ввезено более 40% всей импортной зелени.
Еще 23,5% приходится на Узбекистан.
В целом перечень импортеров зеленных культур, по данным ФТС России, состоял из более чем 50 стран мира.
В разрезе отдельных культур больше всего завозились укроп, петрушка и сельдерей, причем объем поставок петрушки составил около 25% от общего объема импорта. Эта цифра подтверждает тезис о том, что российские агрохолдинги не могут удовлетворить внутренний спрос на эту продукцию, предпочитая другие, возможно, более выгодные с коммерческой точки зрения культуры.
Внутреннее производство
Объемы производства зеленных культур в России в 2017 году показали разнонаправленную динамику. Так, по луку, петрушке, шпинату и некоторым видам салатов произошло довольно заметное снижение. Укроп, сельдерей, руккола и цветная капуста, наоборот, показали небольшой рост. В целом объем рынка снизился примерно на 3,5%.
Аналитики связывают этот факт с обострением конкуренции отечественных производителей с иностранными и высоким уровнем издержек в отрасли. Общий уровень импортозависимости рынка оценивается в 82%.
Перспективы развития рынка в ближайшие годы
По прогнозам экспертов, рынок зеленных культур в России будет расти в среднем на 8–10% в год.
Увеличение спроса связано в первую очередь с модой на здоровый образ жизни, утвердившейся в обществе в последние годы. Свой вклад в этот процесс дают рекомендации диетологов, активно пропагандирующих свежую зелень как продукт с высоким содержанием ценных для организма человека витаминов и минеральных солей. Культура потребления овощей растет, и это отражается на общем объеме зеленных растений в нашей стране.
(Источник: проект MegaResearch).