Производство ягод в Российской Федерации за 5 лет выросло на 5 % и в 2019 году составило 701,8 тыс. тонн, подсчитали аналитики «Интерагро». Свыше 90 % рынка садовых ягод — это земляника, клубника, малина и смородина

Эксперты отметили, что показатель в 701,8 тыс. тонн сопоставим с уровнем производства 2011 года.

Существенную долю российского рынка (порядка 70 %) занимают садовые ягоды, остальная часть приходится на дикорастущие. Свыше 90 % рынка садовых ягод составляют земляника, клубника, малина и смородина.

Уровень самообеспеченности на внутреннем рынке составляет 92% в 2019 году и не меняется последние годы. Сформировалась зависимость от внутренних ресурсов и использования этой группы. Так, в годы заметного роста в 2016 году импорт ягод снижался. Но говорить о существенном росте производства в данный момент не приходится. 

Таблица 1. Ресурсы и использование ягод в Российской Федерации (тыс. т).

производство ягод в россии

Посевные площади под ягодники ежегодно снижаются. В 2019 г. показатель составил 100 тыс. га, став самым низким уровнем за последние 20 лет.

В 1999 г. посевные площади под ягодники были на уровне 163 тыс. га. Резкого снижения производства удалось избежать благодаря технологическим усовершенствованиям выращивания, что привело к росту урожайности. Но при этом отрасль остается дефицитной. Среднедушевое потребление ягод в 2015 г. составляло 4,8 кг/чел., в 2019 это показатель составил 5,2 кг/чел., при рекомендованной норме потребления, установленной Минздравом РФ — 7 кг/чел. Таким образом текущий дефицит производства ягод составляет порядка 270 тыс. т., стоит отметить, что в 2015 г. расчетный показатель составлял 313 тыс. т. Восполнение этого дефицита не гарантирует, что весь объем будет использован, за последние 5 лет доходы населения сильно сократились, а текущий показатель потребления на человека в 2019 г. отражает покупательский спрос на ягодники. Аналогичная ситуация сложилась с потреблениями мяса: говядины стали покупать на 4 кг. в год меньше, а более дешёвого мяса, такого как мясо птицы или свинину — значительно больше, по причине ее дешевизны в сравнении с говядиной. 

По предварительной оценке, в ближайшие 5 лет производство ягодников может вырасти на 50-60 тыс. т., что позволит полностью заменить импорт (таблица 2), а с учетом роста реальных доходов населения, что будет стимулировать росту предложения, производство может продолжить расти до 1 млн т./год.

Турция - главный поставщик ягод последних двух лет

Таблица 2. Динамика изменения производства ягод в Российской Федерации (тыс. т).

турецкая ягода

За 11 месяцев 2020 года в Россию уже импортировано 53 тыс. т. ягод, по предварительной оценке, к концу года показатель приблизится к 58 тыс. т., к уровню прошлого года (таблица 3). Наибольшую долю в импорте ягод Российской Федерацией занимают свежая земляника и клубника.

Таблица 3. Импорт ягод Российской Федерацией (тыс. т).

производство ягод в россии импорт

Произошла перестановка среди поставщиков. Главным поставщиком земляники и клубники в Россию в 2019 году стала Турция с показателем 18,7 тыс. т в натуральном выражении. Сербия поставила 8,3 тыс. т., Белоруссия — 5,1 тыс. т (в 2015 г. – 27,7 тыс. т) (Таблица 4).

Таблица 4. Импорт свежей земляники и клубники Российской Федерацией (тыс. т).

импорт ягод в россию

За 9 мес. 2020 г. из Турции было импортировано 15,5 тыс. т. земляники и клубники, из Белоруссии — 10,2 тыс. т., Сербии — 7,2 тыс. т. При этом наблюдается прирост импорта мороженной земляники и клубники (таблица 5). Это связано, прежде всего, с ее более привлекательной стоимостью, которая существенной ниже свежих ягод, спрос на нее возрос последние годы как у переработчиков, так и у населения.

Таблица 5. Импорт мороженной земляники и клубники Российской Федерацией (тыс. т).

импорт клубники в россию

Земляника и клубника — лидеры мирового производства и спроса

Мировое производство земляники и клубники с 2010 года по 2018 г. выросло на более чем 2 млн т. (таблица 6), одной из весомых причин столь существенного роста стал фактор здорового образа жизни, который в 21 веке набирает значимые обороты. На долю Китая и США приходится более 50% производства в мире, Россия производит порядка 200 тыс. т* (в 2010 г. 165 тыс. т).

Таблица 6. Производство земляники и клубники в мире (млн т.)

производство клубники в мире

Наряду с Ростом мирового производство земляники и клубники, продолжает расти и экспорт, в 2019 г. показатель составил почти 1 млн т. (таблица 7).

Таблица 7. Страны-импортеры земляники и клубники (тыс. т).

импорт клубники в мире

Рынок ягодников в России остается мало освоенным, значительная доля выращивания приходится на открытый грунт, что существенно увеличивает зависимость от погодных условий и ограничивает выращивание территориально.

Влияет этот фактор и на качество продукции. Наиболее перспективным, а в больших масштабах и эффективным экспертам «Интерагро» видится выращивание ягод в закрытом грунте. Например, холдинг «Эко-культура», который уже сейчас является одним из ведущих игроков рынка овощей закрытого грунта, планирует к 2022 г. запустить комплекс по выращиванию ягод закрытого грунта, в том числе и выращивание клубники, на площади 100 га, мощность составит порядка 5 тыс. т ягод в год.

Однако прежде чем увеличивать объемы выращивания, необходимо позаботиться о качественном хранении ягод. По мнению экспертов «Интерагро», в России недостаточно современных фруктохранилищ, которые бы отвечали современному технологическому уровню и позволяли сохранить урожай в должной степени, а также недостаточно предприятий с современными упаковочными линиями и оборудованием.

«Производители пытаются самостоятельно решить свои проблемы, но в сегодняшней ситуации им не обойтись без господдержки, — отмечает Екатерина Бабаева, генеральный директор «Интерагро». — Для разрешения существующих проблем стимулирования роста производства и качества продукции, необходима возможность компенсировать часть затрат на приобретение качественного оборудования». Эксперт подчеркивает, что мировое производство ягод растет, в России этот процесс также неизбежен, поэтому важно быть готовы к этому с технологической точки зрения.

(Источник: компания «Интерагро»).