Страна может начать протестовать, как Мексика
Правительство ЮАР разрешили экспортировать в Зимбабве более 25 000 тонн ГМ-кукурузы.
Это первый случай, когда из Южной Африки зерна ГМ-кукурузы были коммерчески экспортированы в соседнюю страну к северу от Лимпопо. Тем самым пополняется растущий список африканских стран (включающий Свазиленд, Мозамбик, Кению и Сомали), которые получили крупные партии ГМ-кукурузы из Южной Африки.
Представляя доклад о состоянии экономики Зимбабве, министр финансов Тендаи Бити заявил, что правительство разрешило импорт ГМО, несмотря на более ранние заявления президента Роберта Мугабе о том, что Зимбабве не будет потреблять трансгенные культуры.
Мугабе и министр сельского хозяйства официально сообщили, что Зимбабве не будет подвергаться угрозе поставок каких-либо генетически модифицированных продуктов питания, поскольку это имеет долгосрочные последствия для здоровья.
Однако Тендаи Бити сказал, что в этом году кукурузы для населения недостаточно, и поэтому правительство просто было вынуждено разрешить ввоз ГМО.
Бити сказал: это не первый раз, когда правительство допускает трансгенные продукты питания в страну, это уже случалось до момента формирования постоянного правительства в 2009 году.
«Страна остро нуждается в закупке 150 тонн кукурузы до августа 2013 года, и частные предприниматели сами имеют финансовые возможности импортировать их», - заключил Бити.
По словам представителя группы «FoodMattersZimbabwe», «зимбабвийцы считали, что кукуруза будет импортирована из Замбии, и будут глубоко расстроены новостью, что импорт ГМ-кукурузы пойдет из Южной Африки. Правительство Зимбабве сейчас время продвигает использование семян сортов открытого опыления (OPVs) для укрепления самообеспечения наших фермеров. Импорт ГМ кукурузы представляет серьезный риск загрязнения этих сортов, по крайней мере, эта ГМ-кукуруза должна быть измельчена перед въездом в страну».
В равной степени вызывает тревогу то, что разрешено ввезти 150 000 тонн ГМ-кукурузы в Мексику, центр происхождения этой жизненно важной сельскохозяйственной культуры. Около 2 млн. тонн ГМ кукурузы уже экспортировано в Мексику из Южной Африки за последние два года. Напомним, что Мексика является крупнейшим общемировым хранилищем генофонда кукурузы, которая входит в число трех самых важных пищевых продуктов. Оба названных факта экспорта трансгенной кукурузы из Южной Африки будут способствовать загрязнению фермерской кукурузы в центре происхождения, что представляет угрозу сохранению биоразнообразия и продовольственной безопасности во всех странах.
В январе этого года в Мексике лидеры местного фермерского движения начали голодовку в знак протеста против программы возделывания трансгенной кукурузы в стране. В Мексике этот протест поддерживают ученые, фермеры, студенты, экологические организации и просто потребители. После своего официального визита в Мексику в 2011 году, Специальный докладчик ООН по вопросу о Праве на питание Оливье де Шуттер рекомендовал немедленное восстановление моратория на использование ГМ-кукурузы, созданный еще в 1999 году.
Есть и другой факт, который делает экспорт трансгенов еще более неприемлемым. Это то, что, по крайней мере, 150 000 тонн немодифицированной кукурузы, произведенной мексиканскими фермерами, в течение трех месяцев находятся в хранилищах, они не проданы и сейчас. Однако компании предпочитают импортировать ГМ-кукурузу из Южной Африки, не взирая на все связанные с этим транспортные и экологические затраты.
«Мексика не нуждается в импорте кукурузы для собственного населения, так как объемы отечественной продукции не только соответствуют, но и превосходят наши продовольственные нужды. Этот импорт предназначен на корм скоту в промышленном производстве, которое контролируется транснациональными компаниями. Причиной всех проблем служит не столько необходимость, сколько жадность корпораций», - сказала Сильвия Рибейроo из ETC-Groupp в Мексике.
«Еще больше угнетают доказательства того, что главная цель нашей системы питания - не обеспечить адекватные, доступные и питательные пищевые продукты для всех южноафриканцев, но обеспечить дальнейшую рентабельность некоторых крупнейших мировых агропромышленных корпораций», - заключила Мариам Майет, директор ACB.