25 марта 2013 в 09:17

Украинское природоохранное законодательство

ДЗЕН

...не соответствует концепции абсолютной заповедности

Концепция абсолютной заповедности, разработанная в 20 веке российскими и американскими экологами и экофилософами предполагает наличие жесткого охранного режима в природных заповедниках и прекращение в них каких-либо регуляционных мероприятий. К сожалению, современное природоохранное законодательство Украины во многом не соответствует концепции абсолютной заповедности.Так, статья 16 Закона Украины” О природно-заповедном фонде Украины” разрешает проводить в заповедниках восстановительные работы- восстановление гидрологического режима, восстановление растительных сообществ, различных видов растений и животных.

В результате в заповедниках широко проводятся рубки леса, а в степных заповедниках-покосы при помощи тракторов и комбайнов..Так, в Полеском заповеднике лимиты на рубку леса составили в 2012 г. 10224 кубометров, в Медоборах-3955 кубометров, в Ровенском -8023 кубометра древесины. Лимиты на сенокошение в заповеднике Еленацкая степь в 2012 г. составили 187 гектаров, в Луганском-226 га, в Украинском степном-147 га. По сути в этих заповедниках идет неприкрытая хозяйственная деятельность.

Закон Украины “Об охотничьем хозяйстве и охоте”, ст. 32 , разрешает проводить в заповедниках селекционный отстрел ( хотя о какой “селекции” там вообще может идти речь?). Под видом селекционного отстрела в ряде заповедников Украины ведется настоящая охота, которая запрещена в заповедниках действующим законодательством. Так, согласно утврежденных Министерством экологии Украины лимитов, в 2012 г. в Крымском заповеднике должно было быть отстрелено 45 благородных оленей, 26 кабанов, 1 косуля и 7 европейских муфлонов. Согласно ст. 33 Закона Украины “Об охотничьем хозяйстве и охоте” в заповедниках может происходить отстрел так называемых “вредных” животных-волков, лисиц, соек, сорок, грачей и серых ворон. В результате в Полесском заповеднике в 1990-х гг. ежегодно официально отстреливалось 2 волка,а в Крымском заповеднике отстреливали лисиц и серых ворон, что является грубым вмешательством в заповедную экосистему.

Не соответствуют концепции абсолютной заповедности Лесной кодекс Украины и ряд постановлений Кабинета Министров Украины. Лесной кодекс Украины, ст. 70, позволяет с разрешения Минэкологии Украины рубить в лесах природно -заповедного фонда, в том числе и в заповедниках, семенные и плюсовые деревья. Постановление Кабинета Министров Украины № 724 от 12 мая 2007 г ” Про затвердження Правил поліпшення якісного складу лісів”, ст.6 Правил, разрещает проводить в заповедниках различные рубки формирования и восстановления лесов. Постановление Кабинета Министров Украины № 555 от 27 июля 1995 г “Про затвердження Санітарних правил в лісах України”, ст.5,11,28,33 Правил, разрешает проводить в заповедниках сплошные и выборочные санитарные рубки, очищать лес от захломленности, уничтожать различных вредителей и т.п., причем наибольший вред заповедной природе наносят именно сплошные санитарные рубки. “Правила рубок, пов,язаних з веденням лісового господарства, та інших рубок”, утвержденных Кабинетом Министров Украины 16.05.1996 г. № 535, разрешают проводить в лесах заповедников санитарные рубки и рубки реконструкции.

Все это позволяет заповедникам, в первую очередь , находящихся в ведении Государственного агенства лесного хозяйства Украины- -Ялтинскому горно-лесному, Медоборы, Полесскому, Ровенскому , а также Росточье-вести небывалую коммерческую лесозаготовку под видом официально разрешенных и согласованных с Минэкологией Украины лимитов рубок ухода, выборочных и сплошных санитарных рубок, лесоотводных рубок и рубок реконструкции.Поэтому, например, в заповеднике Медоборы в 2011 г. вполне официально на площади 165 га были проведены санитарные рубки, а на площади 69 га- рубки реконструкции, задача которых, согласно Лесного кодекса Украины-улучшение качественного состава леса, что не является задачей природных заповедников.

Способствуют нарушению принципов концепции абсолютной заповедности также и ведомственные инструкции и положения Минэкологии Украины.” Інструкція про застосування порядку установлення лімітів на використання природнів ресурсів у межах територий та об,ектів природно-заповідного фонду загальнодержавного значення”,утвержденная Минэкологией Украины приказом № 27 от 24.01.2008 г. не устанавливает жесткого контроля за использованиме лимитов на добычу природных ресурсов в заповедниках, а также строгого ограничения по получению лимитов.

Таким же неудачным документом является “Положення про проект організації території природного заповідника та охорони його природних комплексів”, утвержденного Минэкологией Украины приказом № 245 от 06.07.2005 г. Этот документ предоставляет широкое “поле деятельности” для заповедников, не только противоречащее принципам концепции абсолютной заповедности, но даже и самому Закону Украины “О природно-заповедном фонде Украины”. Так, среди рекомендуемых разделов для написания Проекта организации территории природного заповедника имеются такие как-”регулирование численности отдельных видов фауны”, “основные виды рубок и их общие и ежегодние обьемы”, “использование недревесных растительных ресурсов леса”, “лесовозобновление”, “охрана леса от вредителей и болезней.лесозащита”, “восстановление охотничьих видов животных”, “восстановление рыбных ресурсов”. Следует также упомянуть о “Методичних рекомендаціях щодо режиму збереження лісових екосистем на територіях природно-заповідного фонду України різних категорій”, утвержденных Минэкологией Украины и Госагенством лесного хозяйства Украины 24.12.2003 г. № 185/210-а. В этих рекомендациях детализировано проведение различных видов рубок, в том числе, и в природных заповедниках.

Все это, по сути,является удобным прикрытием для ведения во многих заповедниках Украины откровенного охотничьего,рыбного,пастбищного и лесного хозяйства.

Владимир Борейко, КЭКЦ

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ