Интервью Надежды Серегиной, заведующей испытательной лабораторией агрофирмы «Седек»
– Ведете ли вы собственную селекцию картофеля? Если нет, то с какими селекционными лабораториями и/или институтами вы сотрудничаете?
Мы ведем селекцию картофеля с шестью научно-исследовательскими институтами. Среди них – знаменитый Всероссийский институт растениеводства им. Н.Вавилова, Институт картофелеводства им. А.Лорха, Уральский и Сибирский институты, Всеволожская опытная станция, Северо-Западный НИИСХ. Затем, у нас есть собственная селекционно-опытная станция. Мы заключили соглашения с этими селекционными центрами и ведем работу совместно. Материал, полученный в этих питомниках, мы испытываем в Сибири, на Урале, у нас в Подмосковье, в Ленинградской области – словом, в различных климатических условиях, на различных типах почв. После испытаний методом клоновой селекции мы выводим, то есть, отбираем клоны – будущие сорта, гибриды. Этой работой мы начали заниматься еще в 2001 году, когда сотрудничали с опытной станцией в Михнево. Отобранный на станции материал мы испытывали у себя. Сейчас у нас на подходе четыре гибрида, которые будем передавать на сортоиспытания в 2014году. Это после испытаний будут новые сорта.
– У вас есть биотехнологическая лаборатория, где вы занимаетесь меристемным картофелем?
Сейчас у нас есть фитотрон. Лабораторию мы создадим через год, через два: нам нужно самим в перспективе заниматься оздоровлением сортов, которые у нас в обороте компании. А пока мы покупаем в институте картофельного хозяйства пробирочный материал, и в этом фитотроне поддерживаем 10000 пробирок, чтобы дорастить их до нужного размера. Мы высаживаем эти пробирочные растения, держим месяц-полтора в том же фитотроне, в идеально оборудованном помещении, а затем вывозим в пленочные теплицы Каширского района, и высаживаем эти растения там. То есть, работу мы ведем на пробирочном материале, а самой микроклональной лаборатории у нас еще нет, мы сейчас только занимаемся ее организацией. Нам нужно укомплектовать штат сотрудников, требуются именно молодые кадры: организованные, ищущие специалисты.
– Какие сорта вы предпочитаете выращивать – отечественной или зарубежной селекции? На чем основан ваш выбор?
Ответ однозначный: конечно, сорта отечественной селекции. Наши сорта лучше зарубежных тем, что они более пластичны и адаптированы к условиям нашей местности, климата, всевозможным болезням и вредителям. Мы занимаемся тем, чтобы урожайность наших сортов была на уровне урожайности зарубежной селекции – Red Scarlet, Импала, – и такой картофель уже есть, его все знают – это Удача, Невский, Елизавета, Жуковский ранний – можно перечислить много. А вот семеноводство этих сортов сейчас на нуле, то есть, оно ведется очень слабо, или отсутствует вообще из-за нехватки денег в институтах. Наша же компания на базе фермерского хозяйства в Каширском районе имеет возможность вести семеноводство. У нас в обиходе двадцать шесть сортов; в фермерском хозяйстве возделываются шестнадцать, из которых только пять – зарубежных, и то в этом году мы от них уходим, оставим только два популярных – Импала и Red Scarlet, а на смену им приводим не менее урожайные сорта: Алена, Хозяюшка, Жуковский, Красавчик, Маяк и другие.
Большинство зарубежных сортов – позднего созревания, и они подходят для переработки. А мы выбираем раннеспелые сорта, которые в ранние сроки дают приличный урожай, не менее сорока тонн с гектара. Эти сорта у нас спрашивает Юг России.
Наша задача не просто семеноводство и выращивание сортов, а получение высоких репродукций. С 2009 года мы ведем оригинальное семеноводство наших отечественных сортов, выращиваем семена из пробирочных растений, – то есть, мы их оздоравливаем и выводим на такой уровень потенциала, который должен быть у сорта. Потому что селекционеры институтов зачастую теряют потенциал урожайности сорта, не имея возможности провести методом in vitro его оздоровление.
Мы же эту работу проводим, и ежегодно, три года подряд, в разных точках испытываем наши сорта, и можно сказать, что зарубежным они не уступают. На испытаниях рядом с Red Scarlet и Рокка высаживаются Алена и Удача – и бьют рекорд. Наши производители, которые занимаются товарным картофелем, это видят, и у них появляется интерес покупать уже наши сорта, хотя из них на слуху всего 5-6, а мы предлагаем 16, из которых 11 новых.
– Какой ваш сорт картофеля пользуется у покупателей наибольшей популярностью, и почему?
Например, Алена. Он очень красивый: розоватые клубни с белой мякотью, в меру разваривается. Еще лучше – Хозяюшка. Я не могу назвать один сорт, я могу перечислить несколько одинаково популярных. Это и Алена, и Хозяюшка, и Красавчик, и наш Взрыв. Но у нас еще нет таких объемов, чтобы предлагать семенной материал для размножения даже мелкому огороднику, потому что сейчас идут только наработки материала, пробирок, и объемы в полной мере появятся этой осенью и в следующем году.
– Кто ваши основные покупатели – крупные холдинги, фермеры или дачники? На кого из них вы ориентируетесь?
Это не холдинги. В основном наши клиенты – фермеры Юга России, фермеры Средней полосы, черноземной зоны, Воронеж в том числе. Многие теперь стараются купить элиту и суперэлиту, потому что на семенной материал государство дает субсидии. Поэтому мы начинаем уходить от первой репродукции, несмотря на то, что она дешевле. Фермеры уже понимают, что элитный семенной материал – здоровый и дает высокий урожай, а с каждой последующей репродукцией урожай падает. Не каждый фермер может позволить себе купить суперэлиту, но элиту покупает абсолютное большинство. Первую репродукцию покупают только в крайнем случае.
– Чем руководствуются фермеры при выборе сортов для посадки?
Фермеры выбирают те сорта, которые сейчас пользуются спросом. Например, аграрии с юга привозят свою продукцию к нам в Среднюю полосу. И мы, – Московская, Липецкая области, – последнее время предпочитали брать у них краснокожурные сорта, и почему-то не с белой, а с кремовой или желтой мякотью, такие как Red Scarlet, Альвара, Романа. Но сейчас вкусы уже поменялись, и те же самые фермеры на Дне поля в прошлом году сказали – давайте нам клубни овальной формы, со светлой кожурой и белой мякотью.
– Может быть, требования фермеров как-то связаны с переработкой?
Наши фермеры берут картофель не на переработку, потому что пригодных для нее отечественных сортов не так много – у нас в наборе есть шесть таких универсальных сортов. Наши клиенты выращивают продовольственный картофель столового назначения, ранний. На юге высаживают его последовательно в две очереди. Сначала продают новый урожай в конце июня, а в июле высаживают новую партию. Убирают в сентябре-октябре, в зимой продают, – у них позволяет климат. В нашей зоне, где получают только один урожай, тоже берут ранний картофель. Почему? У нас ранние сорта, но они хорошо хранятся. Мы отбираем не только по раннеспелости и урожайности, но и по устойчивости к механическим повреждениям, чтобы картофель хорошо сохранялся, чтобы он не просыпался рано; рассказываем, какая должна быть температура при хранении. Мы проводим всю разъяснительную работу для фермеров и дачников. И для них фермеры выращивают продукцию на переработку.
Но вот вкусы меняются, к тому же, в каждом регионе они свои. Например, в северо-западном регионе предпочитают картофель салатного типа, с желтой мякотью. На Урале – свой излюбленный сорт, Барон. В каких-то областях любят «рассыпной» картофель. Интерес к картофелю огромный, но избирательный – кто что любит. Со временем спрос будет меняться в любом случае, потому что мы не просто отвариваем картофель, мы разнообразим меню из картофеля.
– Занимаетесь ли вы цветными сортами картофеля? Как вы считаете, есть ли у таких сортов перспектива в нашей стране?
Да, занимаемся, сейчас это наш «конек», – картофель с цветной (от красной до темно-фиолетовой) мякотью. Есть у нас гибрид Гурман – с ним, правда, еще много работы, потому что мякоть его варьируется от светло-фиолетовой, с разводами, до темной. Чем полезны эти окрашенные сорта? Они содержат антиоксиданты, которые выводят радионуклиды и помогают поддерживать физическое здоровье. Этот картофель можно есть и в сыром виде, делать салаты, – и на нашем сайте мы предложили множество рецептов.
И знаете, сейчас такой картофель спрашивают в наших магазинах. Продавать его сначала не предполагали, но так получилось, что вырастили много клубней, крупную фракцию, запустили в торговлю – и оказалось, что он пользуется спросом.
Не все знают, почему картофель фиолетовый, и многие думают, что он модифицирован.
Ничего подобного, цветные клубни выведены с участием мексиканских и антильских видов, в Европе уже распространено множество сортов.
Этот картофель действительно полезен. У нас есть и желтомякотные сорта, – они также содержат антиоксиданты, но их меньше. Чем более насыщенная окраска клубня, тем больше содержание этих веществ. Нужно помнить, что в свежем картофеле очень много витаминов. Картофель – в любом случае диетический продукт, это зависит от содержания сухих веществ. Крахмала в клубне может быть много (допустим, в Голубизне – 21%) или мало (в Невском или Удаче – 11%), и пищевая ценность этих сортов разная.
Было бы очень хорошо, если б у нас продавали столовый картофель расфасованным, с этикетками разного цвета, как в Европе: для супа, для жарки, для пюре, для употребления свежими. Люди же у нас не знают, что у каждого сорта свое назначение.
Перспектива у разноцветного картофеля в нашей стране есть. У него приятный вкус, его цветная мякоть настолько красива в приготовленном виде. Розовая, темно-желтая, лиловая, темно-фиолетовая. Какие красивые чипсы из картофеля с фиолетовой мякотью!
Хочется попробовать этот салат – не просто оливье, а картофель в свежем виде, с листочками зелени, с оливковым маслом или с ананасами. Когда мы проводим дегустацию – у людей интересная реакция. Многие даже не понимают, что едят картофель. Говорят – «Да не может быть!». Мы делаем салаты из этого картофеля для дегустации, и когда объясняем, как это полезно и интересно – люди тут же бегут в наш магазин, покупают упаковку (18 рублей за килограмм) – и все довольны. Потому что многие сейчас боятся есть простой картофель с белой мякотью, а этот цветной – уже интересно. Я считаю, перспектива большая: питание человека должно быть разнообразным, потому что мы меняемся, мы употребляем много химии с продуктами, а возможность очистки организма не лекарствами, а мякотью картофеля – это здорово.
– Как вы относитесь к генетически модифицированному картофелю и проблеме нелегального его выращивания у нас?
Я в прошлом году задавала этот вопрос в МГУ, где у нас была конференция, госкомиссии. Мне ответили: у нас в реестре этих сортов нет. Но это не значит, что их к ним не привозят. Иногда их завозят под брендами известных сортов. Генно-модифицированный картофель очень урожайный, устойчивый к паразитам и патогенам – можно понять, почему его завозят и выращивают.
Я могу сказать, что выращивать трансгенную сою, кукурузу и подсолнечник есть какая-то необходимость – все-таки население планеты увеличивается, и нужно наращивать производство продовольствия. Но это не значит, что это нужно России: у нас настолько большая территория, что нам нет надобности заниматься генной модификацией. У нас есть все резервы, нам в первую очередь надо наладить семеноводство, чтобы были качественные семена моркови, свеклы, картофеля.
И мы не знаем порой, что нам привозится. Мы не знаем, какого происхождения польский и израильский картофель, который первым поступает у нас в продажу. Неизвестно, что он содержит. Если он не модифицированный, то сколько в нем химии? Они выращивают картофель за счет удобрений, а нам продают семенной материал. Но семена – это куда ни шло, для продовольствия же такие клубни сомнительны.
В магазинах рядом с иностранным картофелем лежит наш. Пусть он нечистый, немытый, но его привозят с юга в том же июне. Я всем рекомендую покупать его, это здоровый картофель из Краснодара, с Кавказа – помойте и кушайте.
И я повторяю: генно-модифицированный материал любой культуры не для нашей страны.
У нас есть возможности выращивать нормальные урожаи наших видов и сортов. У нас все для этого есть.
– Поддерживаете ли вы контакты с фермерами? Наблюдаете ли, как ведут себя ваши сорта в условиях тех или иных хозяйств?
Мы не только поддерживаем, мы и приезжаем в фермерские хозяйства – в Волгоградскую, Ростовскую, Белгородскую области, Краснодарский край. Мы уже несколько лет проводим вместе с фермерами Дни поля, и даже меняем площадки или выбираем другого фермера – хозяина поля. Многие фермеры предлагают проводить испытания сортов в их хозяйствах, просят предоставлять больше сортов, чтобы увидеть разницу. Потом они оставляют посадочный материал, размножают его и продают населению.
Не все сорта способны к конкуренции. Соперничество идет жесткое даже в условиях полива. Селекционер Гаджиев (компания «Лига» Ленинградской области) дал нам хорошие сорта: Лига, Очарование, Сиреневый туман. Мы начали заниматься их семеноводством, сорта прошли испытания. И в двух хозяйствах на черноземе, на прекрасной белгородской почве, Очарование проявил себя чудесно. Но в Волгоградской области, в этих жестких засушливых условиях, на него без слез не глянешь, здесь он не Очарование, а «Разочарование». Видите, как. Все сорта в разных климатических условиях ведут себя по-разному, и мы за этим следим. Фермеры видят, какой урожай дают сорта на их земле, где испытываются, и им уже не нужно объяснять что-то на пальцах.
Беседу вела Людмила Старостина