Проблема устойчивости патогенных бактерий к антибиотикам в здравоохранении человека и животных находится в центре общественных дискуссий, добравшись и до растениеводства. В США вероятностью ужесточения регулирования по антибиотикам в защите растений особенно обеспокоены садоводы, которые боятся остаться без действенного препарата против защиты бактериального ожога.
В настоящее время в США нет ограничений на использование антибиотиков в фруктовых садах, но в будущем могут быть приняты соответствующие нормативные меры. Исследование, проведенное в Университете Иллинойса в Урбана-Шампейн, изучает, как производители яблок могут отреагировать на потенциальный запрет на антибиотики и как эти реакции могут повлиять на управленческие решения и прибыльность. Работа опубликована в журнале European Review of Agricultural Economics.
«Большая часть антибиотиков в растениеводстве используется для борьбы с бактериальным ожогом в грушевых и яблоневых садах. Фермеры сталкиваются с дилеммой, поскольку им необходимо обрабатывать деревья для их защиты, но при этом они рискуют чрезмерно использовать антибиотики, из-за чего болезнь приобретает устойчивость», — сказал ведущий автор исследования Хаши Горбани, аспирант кафедры сельскохозяйственной и потребительской экономики Колледжа сельскохозяйственных, потребительских и экологических наук Иллинойского университета.
Бактериальный ожог — это разрушительное бактериальное заболевание, вызывающее увядание и отмирание цветов, листьев и плодов, и способное нанести серьезный ущерб пораженным садам. Варианты лечения ограничены, но опрыскивание цветков антибиотиком, таким как стрептомицин, может защитить от болезни. Борьба с бактериальным ожогом означает значительные расходы: например, во время вспышки заболевания в штате Вашингтон, ведущем штате страны по производству яблок, в среднем фермеры тратили 250 долларов на акр на профилактические опрыскивания в 2017–2018 годах.
«В США уже действуют многочисленные федеральные и региональные ограничения на разные пестициды, поэтому запрет на стрептомицин вполне возможен», — сказал соавтор Шади Аталла, доцент кафедры.
Исследователи разработали динамическую модель, которая оценивает решения фермеров-садоводов относительно использования антибиотиков в условиях неопределенности относительно того, будет ли введен запрет. В их моделировании предполагалось существование двух типов производителей, представляющих противоположные полюса спектра. Исследователи отмечают, что это крайние позиции, и большинство стратегий производителей находятся где-то посередине.
На одном конце спектра находится фермер, придерживающийся принципа «бизнес как обычно», который продолжает применять антибиотики в оптимальных дозах, исходя из долгосрочного прогноза, не планируя будущий запрет.
На другом конце спектра находятся инициативные фермеры, которые корректируют график опрыскивания в соответствии с надвигающимся запретом. Они увеличивают использование антибиотиков, чтобы обеспечить максимальную эффективность до того, как препарат станет недоступен.
Горбани и Аталла пришли к выводу, что инициативный производитель получит выгоду от этой стратегии, если правительство введет запрет. Однако, если запрета не будет, фермер, работающий по-прежнему, окажется в более выгодном положении.
«Представьте, что через 10 лет вы скорректировали свою практику в соответствии с потенциальным запретом, но он не вступит в силу. Вы окажетесь в ситуации, когда у вас по-прежнему будет доступ к антибиотику, но его эффективность снизится, потому что ресурс будет исчерпан», — сказал Горбани.
Исследователи также изучали, влияет ли стоимость урожая на результат, поскольку эффективность антибиотиков можно рассматривать как невозобновляемый ресурс, ценность которого определяется защищаемым урожаем, а не его внутренней ценностью.
Действительно, они обнаружили, что производители менее ценных сортов яблок, таких как Фуджи и Гала, более уязвимы к неопределенности в регулировании и несут от нее наибольший ущерб, в то время как те, кто выращивает более ценные сорта, такие как Ханикрисп, страдают от этого меньше.
«Мы обнаружили, что негативное воздействие на предусмотрительных фермеров уменьшалось по мере увеличения стоимости урожая. Это подчеркивает, что выбор культур может иметь долгосрочные последствия для экономики фермерского хозяйства, и что более ценные культуры могут помочь смягчить неопределенность, возникающую в результате изменений в политике», — сказал Горбани.
В исследовании представлен гипотетический сценарий, но он не так уж далек от реальности, отметил Аталла. «По мере смены администраций в США меняются приоритеты в регулировании, и существует значительная неопределенность в отношении политики в отношении пестицидов. Наша модель — это инструмент планирования, который показывает, что произойдет при различных обстоятельствах», — сказал он.
Исследование демонстрирует политикам, как неопределенность влияет на решения фермеров и каковы могут быть экономические и экологические последствия. Полученные результаты также могут показать, как производителям различных сортов яблок необходимо компенсировать производственные потери с учетом их управленческих решений и возможных стимулов для их действий.
Горбани добавляет, что исследование также предоставляет более широкую перспективу. «Надеюсь, привлечение внимания к этой проблеме заставит людей задуматься о том, как обеспечить оптимальное использование антибиотиков в растениеводстве, а также в медицине и животноводстве», — сказал он.
Источник: University of Illinois at Urbana-Champaign. Автор: Марианна Штайн.
На фото вы видите цветущие яблони, пораженные бактериальным ожогом. Автор фото: Тианна Дюпон, WSU Extension.