1 февраля 2015 в 18:30

В США высокий урожай зерновых привел к низким ценам и транспортному коллапсу

ДЗЕН

Американские фермеры в 2014 г. получили рекордный урожай кукурузы и соевых бобов. Но для многих такой урожай обернулся лишь убытками

Солнечный свет льется в окна зернохранилища в Шеффилде (штат Иллинойс, США). Он заполнен кукурузой до отказа, ведь цена на зерно лишь падала в течение последних нескольких месяцев.

По оценкам министерства сельского хозяйства США (USDA), фермеры в прошлом году произвели 109 млн тонн соевых бобов и 370 млн тонн кукурузы. В чем же проблема? Дело в том, что спрос не поспевает за предложением. Цены на кукурузу и сою падают уже в течение нескольких месяцев. Одна тонна кукурузы стоит сейчас примерно 157 долл. — это около половины той цены, которая была два года назад.

Таких фермеров, как Джин Трош, эта ситуация очень взволновала. Из кабины своего комбайна Трош наблюдает за маслобойкой вдали за полями. «Мы устроили себе кризис перепроизводства», — говорит Трош, который занимается выращиванием кукурузы, соевых бобов и пшеницы возле Миндена в центральной Небраске.

Когда цены начали взлетать в 2007 г., фермеры засеяли миллионы гектаров кукурузой и бобами — по большей части в местах, где они обычно выращивали пшеницу или хлопчатник. Даже земельный участок, находящийся под парами, был распахан для выращивания кукурузы. Трош шутит, что мать-природа ведет строгий учет.

«Ты всегда надеешься, что урожай соседа выгорит, выродится или же высохнет, а у тебя будет все в порядке», — говорит он. — Вы знаете, так оно обычно и происходит. Но в 2014 г. у всех был хороший урожай».

Это приведет к избытку зерна кукурузы и соевых бобов и низким ценам как минимум на ближайшие пять лет. Хуже всего то, что нефтяной бум в Северной Дакоте загружает железные дороги, используемые обычно для транспортировки зерна. Железнодорожные перевозки угля также задерживаются. Брюс Блэнтон из министерства сельского хозяйства США предупреждает: подобная задержка означает, что часть урожая может пропасть.

«Если не будет создано достаточно мест для хранения и проблема железнодорожных перевозок не будет решена, это приведет к катастрофе», — говорит Блэнтон.

Обычно фермеры хранят свой урожай, перерабатывая его на силос или оставляя в зерновых бункерах, но урожай 2014 г. был настолько большим, что для его хранения просто не хватило места. Особенно сильно от отсутствия места для хранения урожая пострадали фермеры в Миссури, Индиане, Иллинойсе и Южной Дакоте.

Когда сельхозтоваропроизводители продают зерно, то они отвозят свою кукурузу и сою на местные элеваторы, где продукция загружаются на поезда, следующие до места назначения: изготовителей комбикормов либо в порт для последующего экспорта. Но в этом году многие фермеры сталкиваются с огромной проблемой при вывозе урожая.

Блэнтон отмечает, что в 2007 г. менее 6 тыс. железнодорожных вагонов занимались перевозкой нефти. В 2013 г. эта цифра подскочила до 400  тыс. Высокий урожай сельскохозяйственных культур вкупе с объемностью груза создают проблемы с его транспортировкой. Нередки задержки, отмена отправлений или же отставание от графика железнодорожных перевозок. Вот почему некоторые производители меняют свою стратегию продаж.

Министр сельского хозяйства США Том Вилсак приписывает низкие цены на зерно именно фермерам, которые продают зерно на местных рынках из-за боязни его порчи. Но локальные продажи не означают, что фермеры получат выгоду, ведь даже автомобильные перевозки и речной транспорт перегружены заказами. Цена на аренду барж возросла, некоторые регионы удлиняют сезон речного судоходства и расширяют ограничения по весу для грузовых автомобилей.

«Баржи подоспели в удачный момент», — отмечает Майк Вотринг, фермер, который перевозит на баржах сою. «Соевые бобы загружают на баржу по большому желобу. Наша система позволяет грузить на баржу около 1,5 тыс. тонн в час. На сегодняшний день это просто отличный результат. Загрузка баржи занимает около восьми часов», — продолжает фермер.

Вотринг рассказал, что все доступные вагоны были быстро зарезервированы. Он все еще ждет 25 вагонов, заказанных им в начале сезона. Другие борются за оставшуюся часть.

Аренда баржи стоит около 50 тыс. долл., но Вотринг надеется, что у него будет возможность использовать этот вид транспорта весной и во время уборки урожая. Он говорит, что, даже несмотря на то что баржи пришли на помощь, проблема задержки зерна не будет решена в одночасье. Только улучшение инфраструктуры транспорта в конечном счете устранит проблему.

У некоторых фермеров столько зерна на продажу, что они еще умудряются получить доход, несмотря на снижение цен. Другие будут пытаться сохранить урожай или получить субсидию по программе страхования сельскохозяйственных посевов. Низкие цены даже могут привести к введению новых государственных систем социальной защиты населения, занятого в сельском хозяйстве.

Кори Уолтерс, экономист в области сельского хозяйства в университете Небраска-Линкольн, говорит, что растущие затраты на все — от семян до удобрений — еще более ухудшают ситуацию.

«Значит ли это, что у нас будет множество лет с низкими ценами и все… прости- прощай? Нет, я не уверен, что это случится прямо сейчас. Потому что много всего может происходить из года в год с полями или погодой», — говорит Уолтерс.

Действительно, в 2013 г. американские аграрии сообщили о величайшем чистом доходе за 40 лет. Но это было в позапрошлом году. И до тех пор, пока цены снова не поднимутся, фермеры, такие, как Джин Трош, который сохранил вырученные деньги за урожай прошлых лет, будут жить на сбережения, накопленные в удачные годы.

«Это будет тяжело. Поскольку рынкам продаж в городах, как в Миндене, Кирни, Гастингс, Гранд Айленд и где-либо еще, не позавидуешь. Они тоже не смогут ничего продать», — говорит Трош.

Компании сельскохозяйственной техники уже отреагировали на сложившуюся ситуацию. John Deere планирует уволить 1000 работников на предприятиях в штате Айова. Другая компания, AGCO, заявляет о сокращении около 100 рабочих мест в Канзасе.

Трош говорит, что он будет работать с тем же комбайном, который он купил пять лет назад. «Я подумывал о замене, за новый просили 400 тыс. долл. Но этого сделать не получится, выращивая дешевую кукурузу», — говорит он.

В то время как Трош и подобные ему фермеры сохраняют стабильное финансовое положение, другие стараются выяснить, какие культуры посадить, если цены на сырьевые товары будут оставаться на низком уровне. Но, как известно, в сельском хозяйстве все циклично.

Елена Нейра

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ