В течение последних нескольких десятилетий площади под овсом сокращались в пользу пшеницы или кукурузы. Однако по мере переориентации овса с урожая для скота на переработку в полезную пищу для людей, с подорожанием азотных и других минеральных удобрений эта неприхотливая культура возвращает себе утраченные позиции. При этом перед селекционерами стоит сложная задача – получить новый уровень устойчивости сортов овса в 21 веке с повышением содержания белка для конкуренции с соей
Сегодня овес обыкновенный является седьмым по важности с экономической точки зрения злаком после кукурузы, пшеницы, риса, ячменя, сорго и проса. Из-за низких производственных затрат, способности приносить хороший урожай в прохладном и влажном климате, на малоплодородных почвах, под овсом постепенно увеличиваются площади в России, Канаде, ЕС (Польша, Финляндия, Испания выращивают овес), в Австралии, Великобритании (где обновленные национальные рекомендации по выращиванию овса выпустят к 2025 году) и США.
Овес – практически идеальная культура, полезная для здоровья почвы и последующих культур.
Раньше овес был преимущественно кормовой крупой - поэтому основным направлением селекции являлось повышение урожайности и улучшение кормовой ценности зерна с низким содержанием шелухи и высоким содержанием белка и жира. Внедрение голозерных сортов овса с низким содержанием клетчатки повысило привлекательность выращивания этого вида в качестве кормового растения для животных с однокамерным желудком.
В настоящее время селекционерами предпринимаются попытки создания сортов для пищевого рынка – такой овес должен сохранять текущую высокую ценность белка при значительном сокращении азотных удобрений, быть устойчивым и легко адаптируемым к биотическим и абиотическим стрессам и изменению климата.
Однако, выращиваемые в настоящее время сорта имеют очень схожий генетический фон, хотя и получены от разных селекционных компаний, и их генофонд значительно отличается от генофонда более старых сортов. Почему так произошло?
Селекционеры обычно получают новые популяции из скрещиваний с адаптированной к региону зародышевой плазмой с хорошими агрономическими характеристиками.
Обмен линиями и сортами между селекционерами является обычным явлением, но происходит в основном в определенных регионах и редко между континентами. Как следствие, программы селекции овса (культуры, утратившей популярность) зависели от относительно узкого генофонда по агрономическим и качественным признакам. За годы некоторые ценные аллели были утеряны, поэтому современная селекция ищет новую зародышевую плазму в диких предках, устаревших сортах и местных сортах.
Например, польские исследователи, сравнивая европейские сорта с североамериканскими, обнаружили, что сорта овса, происходящие из европейских селекционных программ, демонстрируют меньшее разнообразие, чем сорта, происходящие из Северной и Южной Америки.
Однако и в канадских селекционных программах 130 сортов овса, выпущенных с 1930 по 2001 год, можно проследить до менее чем 10 родительских линий. Точно так же большая часть зародышевой плазмы в США, использованной для выведения сортов до 1970 г., восходит только к семи стародавним сортам, интродуцированным из Европы.
Исследователи считают, что с появлением улучшенных сортов овса, которые будут иметь высокое содержание белка и масла, овес сможет составить конкуренцию сои, так как производители продуктов питания активно расширяют ассортимент овсяных продуктов от традиционных овсяных хлопьев и овсяных лепешек до зерновых батончиков, хлеба и напитков.