31 октября 2014 в 15:35

Мы наш, мы новый склад построим

ДЗЕН

100%-ная загрузка мощностей заставляет фермеров расширять закрома.

В 2014 году в Канаде сложилась парадоксальная ситуация: многие фермеры к середине лета все еще пытались вывезти из бункеров зерно прошлого изобильного сезона. И в самом деле, прошлый год был настолько урожайным, что это привело к сбоям в транспортировке и аграриям пришлось прибегнуть к помощи временных хранилищ зерна, размещая их на полях для складирования излишков. Но они стали лишь временным решением для тех, кто был застигнут врасплох. Эксперты считают, что в будущем фермеры будут прилагать усилия, чтобы избежать повторения подобной ситуации.

Научный сотрудник канадского Университета Манитобы Дигвир Джайас, занимающийся исследованиями условий хранения зерна, считает, что теперь многие фермеры инвестируют в большие мощности по хранению зерна.

— Информация по этому вопросу недоступна, потому что производители ее не раскрывают», — говорит Джайас. — Но из своих наблюдений я делаю вывод о том, что фермеры инвестируют в более обширные зернохранилища. Они сеют больше и, соответственно, получают больший урожай, что заставляет их приводить мощности по хранению в соответствие с новыми реалиями.

Сделав выбор в пользу больших по размеру бункеров, фермеры частично уменьшают проблемы с увеличением посевов и удлинением периода транспортировки. Эти огромные бункеры помогают фермерам убрать зерно с полей быстро и в те промежутки, когда условия для жатвы оптимальны. Это снижает риск потери доходов и прибыли. С другой стороны, если фермер имеет достаточно мощностей для хранения, это позволяет ему подождать до той поры, когда спрос на зерно поднимется, чтобы выгадать на ценах.

Среднее складское помещение в регионе может вмещать до 100—120 тонн зерна. Выбор в пользу постоянных мощностей для хранения зерна позволяет фермерам иметь к нему постоянный доступ. Эти бункеры оборудованы системой мониторинга за хранящимся зерном, что помогает предотвратить порчу и повреждение зерна вредителями.

Временные хранилища, как правило, представляют собой мешки (рукава) или кольцевые конструкции для хранения. Средняя длина рукавов для хранения зерна составляет около 65 метров, они вмещают до 220 тонн зерна. Зернохранилища кольцевого типа представляют собой металлические кольца, накрытые брезентам, которые можно установить в любом подходящем месте.

Фермеры используют временные хранилища осенью в случае нехватки постоянных складских площадей или как способ хранения во время сбора урожая. Временные хранилища можно использовать не более шести месяцев. Для одноразовой эксплуатации такие хранилища слишком дороги, но они могут быть рентабельны, если фермер быстро переместит зерно на другое место хранения.

Джайас советует: «Если производство зерна выросло настолько, что фермеры уверены в необходимости новых мощностей для хранения, я предлагаю инвестировать в капитальные сооружения. Если же речь идет об неожиданно высоких урожаях одного года, луче выбрать временный вариант хранения». Инвестируя средства в новое оборудование, следует помнить, что шансы того, что зерно, которое долго находится на хранении, будет повреждено, увеличиваются в случае отсутствия мероприятий наблюдения и контроля.

Со схожими проблемами сталкиваются и российские сельхозпроизводители. При разовом увеличении урожайности они страдают от недостатков российской инфраструктуры зернохранения, которая была рассчитана на потребности аграрного сектора прошлого столетия.

Большинство мощностей по приемке и хранению зерна в России созданы в 70—80 годах 20 в. и рассчитаны на крупные партии. Общая емкость зернохранилищ, включая элеваторы, оценивается участниками зернового рынка на уровне 100 и более млн тонн единовременного хранения. Полезная, или используемая, емкость – и того меньше (около 60—65 млн тонн).

Последние зафиксированные Росстатом значения совокупного объема зернохранилищ приводятся за 2009 г. — это 118 млн тонн единовременного хранения зерна. За последующие несколько лет объем зернохранилищ изменился незначительно. Так, с 2009 по 2013 гг. ввод новых мощностей по хранению зерна, по данным Росстата, составил 782,4 тыс. тонн единовременного хранения.

Прошедшие годы показали, что наращивание емкостей для складирования зерна следует за удачными в плане урожайности годами, но не всегда является своевременным. Так, согласно данным Росстата, в 2011 г. при валовом сборе зерновых в 94,2 млн тонн было введено в эксплуатацию дополнительно емкостей элеваторов на 184,9 тыс. тонн временного хранения, в 2012 г. при 70,9 млн тонн валового сбора — 393,5 тыс. тонн единовременной емкости, в 2013 показатели соответственно составили 92,40 млн тонн и 83,0 тыс. тонн.

Таким образом, если сопоставлять урожайность зерновых и имеющие в стране емкости, можно говорить об избытке последних. К такому же выводу пришли специалисты УФАС, проводившие исследование рынка хранения зерна. Согласно заключению антимонопольной службы, недозагрузка элеваторов в стране составляет от 20 до 60%, различаясь по регионам.

Почему происходит ввод новых мощностей в таком случае? Во-первых, отдельные региональные различия существуют и в определенных местностях имеются необходимости именно в элеваторных мощностях. О проблемах с влажностью зерна и дефиците сушильного оборудования заявили в 2014 году как минимум два региона – Новосибирская и Курганская области.

Во-вторых, технологии временного хранения не так сильно распространены в России, как в других странах, в среде отечественных аграриев они только вступают в обиход. Отечественные сельхозпроизводители привыкли к капитальным строениям. Между тем, согласно проведенному исследованию, отечественные фермеры хранят зерно до момента его продажи в среднем 3—6 месяцев, что может быть обеспечено и временными методами хранения.

Очевидно, что в таком случае совет, данный научным сотрудником Университета Манитобы Дигвиром Джайасом о детальной оценке причин урожайности и адекватной реакции, применим и к российской практике.

Елена Нейра

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ