Средний возраст фермеров в США составляет 57 лет, в Японии – 67, в России – 55. Общее количество фермеров уменьшается во всех странах, и ситуация в ближайшие годы не будет улучшаться. Этот фактор, а также растущее количество территории необработанных земель и невысокий престиж крестьянского труда становятся мощным толчком для активного развития беспилотных сельхозтехнологий.
Сразу в нескольких странах с развитым агробизнесом активно ведутся разработки беспилотных сельскохозяйственных машин. Наиболее продвинутые обещают запустить в серию первые сельхозмашины с минимальным участием человека или совсем без него уже в будущем году. Беспилотные машины, которые скоро сменят механизатора, уже успешно справляются со многими трудоемкими задачами: посадка, прополка и уборка овощей и плодов в автоматическом режиме; опрыскивание и борьба с сорняками; внесение удобрений и полив культур в оптимальном режиме и количествах. Ожидается, что автономные тракторы позволят экономить расходы на оплату труда, сократят издержки на обслуживание устаревшей техники и повысят доходность агробизнеса.
Разработки беспилотной техники идут в двух параллельных направлениях. В одном их них необходимо присутствие механизатора в кабине для контроля и вмешательства в нестандартных ситуациях. В другом машина работает автономно, контроль за ее деятельностью осуществляется дистанционно. В рамках всех разработок беспилотная техника имеет набор схожих функций: самостоятельно совершает необходимые маневры, определяет границы поля, различает препятствия. Различия беспилотной сельхозтехники зависят от задач, которые ставили перед разработчиками инвесторы.
Концепт трактора-беспилотника от компании CASE IH был представлен в США на выставке Farm Progress. У трактора необычная форма – полностью отсутствует традиционная кабина. Разработчики компании утверждают, что идею создания трактора без кабины подали им сами фермеры – во время посадки и сбора урожая им остро не хватает квалифицированных специалистов.
Трактор-робот создавался в сотрудничестве с CNH Industrial, на базе сельхозтехники Магнум Case IH. Возможности беспилотной машины:
- система автопилота принимает во внимание габариты трактора и присоединенного прицепа;
- учитывается рельеф местности, настоящие погодные условия и метеопрогнозы;
- распознаются стационарные и движущиеся препятствия;
- управление техникой осуществляется с помощью компьютера или мобильного гаджета.
Беспилотные тракторы Case IH проходят испытания на полях американских фермеров, а серийное производство техники планируется уже к 2020 году.
На первый взгляд эти беспилотные трактора ничем не отличаются от традиционных моделей. Однако умная система управления освобождает тракториста от выполнения большинства технологических операций. Возможности беспилотного трактора:
- способность определять ширину колеи дороги и границы поля;
- точный расчет количества удобрения или семян при посеве;
- самостоятельный выбор курса и направления движения;
- автоматическое возвращение в гараж после выполнения задачи;
- распознавание препятствий, оповещение о них оператора или самостоятельный обход препятствия.
Прототип проходит испытания на полигонах и в условиях реального фермерского поля. В ближайшем будущем компания New Holland планирует наладить серийное производство роботизированных тракторов.
Япония инвестировала 36 млн долларов в развитие беспилотных автоматизированных систем для аграрного комплекса. В рамках этой программы начались разработки 20 видов роботов, которые должны существенно облегчить труд японских фермеров. Среди новых разработок, кроме беспилотного трактора, система, распознающая зрелость персиков, роботизированный рюкзак с экзоскелетом для престарелых фермеров и другие.
Возможности прототипа автономного трактора компании KUBOTA:
- анализ состояние почвы и дифференцированное внесение удобрений;
- возможность круглосуточной работы;
- сбор урожая различных сельскохозяйственных культур;
- способность ориентироваться на поле, видеть препятствия и автоматически парковаться.
Российский беспилотный трактор был представили на промышленной выставке «Иннопром-2019». Новая модель беспилотного трактора является пока прототипом и полностью обходиться без контроля человека она еще не может. Как рассказали разработчики из НПО Автоматики (входит в корпорацию Роскосмос), программу движения машины задает оператор, который следит за тем, чтобы она правильно выполняла свою работу.
Возможности российского беспилотного трактора:
- построение маршрута движения благодаря спутниковой навигации, безопасное движение по заданной траектории, выбор оптимальной скорости;
- способность обучаться в процессе работы и накапливать полученные знания;
- способность распознавать препятствия.
Беспилотный комбайн TORUM 785 компании Ростсельмаш
Разработка была представлена на «Всероссийском дне поля 2019» в Ленинградской области. Беспилотный комбайн TORUM 785– это первая беспилотная зерноуборочная машина компании Ростсельмаш. Пока оператору еще нужно лично управлять скоростью движения комбайна, а также контролировать технологический процесс. Предполагается, что со времени оператор будет управлять техникой удаленно, не находясь в кабине. Производительность TORUM - свыше 45 тонн в час. За один сезон TORUM способен убрать более 2 тысяч га различных культур, обмолачивая свыше 45 тонн пшеницы в час или более 360 тонн за восьмичасовую смену.
Судя по всему, уже в ближайшие годы беспилотная техника начнет выпускаться серийно. И это даст новые возможности для развития агробизнеса. Но похоже и создаст новые вызовы для тех, кто производит сельхозпродукцию.
Лариса Южанинова
При подготовке статьи использованы данные портала Precision Agriculture