Необходимо разобраться с гербицидом для защиты подсолнечника
Сельхозпроизводители полагают: привычный на столах россиян продукт — подсолнечное масло вскоре может стать реальной биологической угрозой. В бомбу замедленного действия его превращает обработка подсолнечника гербицидом Евро-Лайтнинг, о стойкости которого известно всем аграриям страны. За себя говорит официальный регламент препарата, после применения которого можно высевать пшеницу, рожь не ранее, чем через 4 месяца; люцерну, сою, ячмень, овес, кукурузу, горох — через 9 месяцев, картофель, томаты, табак, лук, просо, салат, подсолнечник, огурцы, морковь можно высевать через 19 месяцев, сахарную и столовую свеклу, рапс — через 26 месяцев.. «Русская планета» узнавала, как еда может стать биологическим оружием нового поколения.
«Мы даже не почувствуем»
Хороший урожай подсолнечника напрямую зависит от его обработки средствами защиты растений. Без этого можно потерять до 80% урожая. Но защита защите рознь, о чем и заговорили на международной научно-практической конференции, проходившей в рамках Дня поля в Орловской области, аграрии. Речь шла именно о запрете немецкого гербицида на полях области.
Препарат, активными веществами которого являются имазапир и имазамокс, предназначен для уничтожения сорняков. Он легко проникает внутрь растения, его действующие вещества прекрасно поглощаются корнями и листьями растений. Компоненты гербицида блокируют синтез белка, в результате чего сорняку не остается ничего другого, как погибнуть. Но проблема в том, что этот же препарат точно так же впитывает в себя и подсолнечник. А после его производственной обработки остатки гербицида поступают в готовый продукт — масло.
«Вдумайтесь только: последействие препарата составляет 26 месяцев! — поясняет серьезность проблемы кандидат сельскохозяйственных наук, генеральный директор ООО «Инвест Защита» Виктор Макаров. — Поле после обработки этим гербицидом зарастает мхом! Препарат по официальному описанию предназначен для стран третьего мира. Немцы у себя этот гербицид не применяют.
В Орловской области гербицидом Евро-Лайтнинг обрабатывается до 80% подсолнечника. Применятся препарат на полях области порядка трех-четыре лет. Последствия, считает Макаров, по всем научным законам, проявятся лет через 6 в виде онкологических заболеваний.
«И ни один врач не распознает причину этого заболевания! — говорит кандидат наук. — Вот к чему может привести постепенное употребление в пищу такого масла. Мы с вами просто этого не почувствуем!»
В списке не значится
Впрочем, сказать о том, что на прилавки российских магазинов поступает абы какая продукция и коммерсанты ради денег готовы травить народ, нельзя. Проверке качества масла его производители уделяют огромное внимание. Так, на заводе «Орелрастмасло» пробы для контроля качества продукции в процессе производства отбираются несколько раз.
«У нас заключен договор с лабораторией Россельхознадзора, — говорит директор по качеству Елена Грушенко. — Проводятся исследования не только нашей продукции по техническому регламенту безопасности, но и поступающих на переработку семян подсолнечника, где, конечно, изучается наличие остатков пестицидов. Кроме того, поставщик обязательно предоставляет справку, чем обрабатывались его поля. Наша продукция обязательно проходит строжайший контроль».
Исследовать масло на остатки пестицидов и прочих вредных веществ можно в лабораториях Россельхознадзора и Роспотребнадзора. Для этого существует целый список показателей, на которые и проверяется продукт. Одно «но»: пока в этом списке активных веществ гербицида Евро-Лайтнинг нет.
«У нас есть методические указания, но нет стандартов, — поясняют в ветлаборатории управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям. — А это значит, что проводить исследования на остаток имазапира и имазамокса в продукте мы не можем».
Такая же история и в лаборатории управления Роспотребнадзора по Орловской области, где масло можно исследовать на хлорорганику, соли тяжелых металлов и прочие запрещенные вещества. Немецкий же гербицид к использованию не запрещен, а, значит, и смысла проверять продукцию на остаток его активных веществ нет.
«Тот же Россельхознадзор, когда проводит плановую проверку почвы, пользуется определенным регламентом, — поясняет ситуацию начальник информационно-аналитического отдела Национальной ассоциации производителей семян кукурузы и подсолнечника Алексей Храпко. — Поэтому, конечно, пока таких исследований в лабораториях не проводится. У нас в Краснодарском крае из-за более благоприятного климата для роста подсолнечника проблема применения этого гербицида пока не стоит так остро. Но в центральной России она уже назрела: есть мнение, что система применения Евро-Лайтнинг небезопасна для здоровья. Но для того, чтобы доказать опасность применения гербицида, надо проводить исследования и только после этого можно будет принимать какие-то решения.
Однако медики не спешат с выводами.
«У нас нет данных об отравлениях именно этими активными веществами — имазапир и имазамокс, — поясняют в ФГБУ «Научно-практический токсикологический центр Федерального медико-биологического агентства РФ». — И ни один врач в мире никогда вам не проведет взаимосвязь между онкозаболеваниями и применением этого гербицида в сельском хозяйстве, потому что есть еще масса других факторов. Вам совершенно правильно сказали — надо проводить исследования».
С мнением экспертов полностью согласен и генеральный директор ООО «Инвест Защита», занимающейся реализацией удобрений, Виктор Макаров:
«Я 15 лет занимался исследованием качества продукции, читал лекции студентам. И однажды один из них спросил меня: “Так что, через 8 лет я умру?” — “Нет, отвечаю, не умрешь, но у тебя начнутся такие болезни, что ты сам не будешь подозревать о причине их происхождения”. Вы обратите внимание — у нас маленькие дети болеют онкологией — когда такое было?»
«Аукнется и нам, и нашим детям»
Проблему можно было бы решить быстрее, но пока сдвинется с места бюрократическая махина, пройдет еще немало времени, уверены аграрии. Впрочем, в Саратовской области сельхозпроизводители решили не дожидаться исследований и научных заключений о «ядовитости» немецкого гербицида, а попросту отказались от него.
«У нас перешли на технологию “Экспресс”, — объясняет заместитель министра сельского хозяйства Саратовского области Александр Зайцев. — Отказались от немецкой технологии наши сельхозпроизводители ввиду длительного последействия препарата, что само по себе свидетельствует о его негативных последствиях. Сейчас перешли на применение нового гербицида, который более безопасен для экологии и человека».
В негативных последствиях гербицида не сомневаются и орловские аграрии. Только, говорят, в климатических условиях Поволжья проявилось действие гербицида гораздо быстрее — скорее всего, начал гибнуть и сам подсолнечник.
В «Орелагропродукт» посевы подсолнечника обрабатываются немецким гербицидом, но заменить его нечем.
«В России есть аналоги этого препарата, но активные вещества те же, а качество хуже, — поясняет заместитель генерального директора предприятия Леонид Грибанов. — Ничего хорошего в применении препарата Евро-Лайтнинг нет. Я согласен на 100%, что последствия его применения могут негативно отразиться на здоровье людей. Рано или поздно это аукнется и нам, и нашим детям. Необходимо что-то делать и создавать заменители этого опасного гербицида. Пока же все решает экономика».
Российская наука пытается решить этот вопрос, но пока проигрывает в конкуренции коммерции.
«Есть виды сорняков, которые поддаются уничтожению только этим препаратом, — поясняет академик, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик-секретарь РАН Виктор Долженко. — У нас есть штаммы, которые мы пытаемся перенести на уничтожение сорных растений. Но иностранным производителям средств защиты растений и удобрений предоставлены налоговые преференции, которых у российских производителей нет. Иностранцы платят налоги после продажи, а наши — на начальной стадии, еще только заливая препарат в бутылки».
Источник: Евгений Бугров, orel.rusplt.ru