Вице-премьер российского правительства Алексей Гордеев заявил о том, что производство биоэтанола может создать в РФ дополнительный спрос на зерно в объеме 10-15 млн тонн. Рекордные урожаи последних лет заставят аграрную отрасль России всерьез заняться глубокой переработкой зерна.
На встрече с членами Совета Федерации 25 июля 2018 в Москве Алексей Гордеев отметил:
- У нас возникает перепроизводство зерна, это уже очевидно. Прошлый год это достаточно явно показал, когда впервые в истории страны в рамках сельскохозяйственного года на экспорт было отправлено более 50 млн тонн зерна.
При этом мы видим, сколько не используется продуктивной пашни в стране. И когда начинаем обсуждать тему штрафов и отъема земли у нерадивых сельхозпроизводителей, то, конечно, корень зла здесь экономический: ты производишь продукцию, а она никому не нужна, отсюда пустеет земля.
На протяжении последних 17 лет зерновой комплекс России растет темпами более 3% в год. Валовые сборы зерновых существенно превысили потребности страны.
Таблица 1. Расчетная потребность России в зерне, источник – Минсельхоз РФ.
В ситуации перепроизводства есть два традиционных выхода: экспорт собственно зерна или развитие его глубокой переработки и поставка на мировой рынок продукции с высокой добавленной стоимостью. Теоретически, в России есть все условия для производства клейковины, модифицированного крахмала, глюкозы и ее производных, органических и аминокислот, а также биоэтанола. Но пока Россия пока только присматривается к мировому рынку продуктов глубокой переработки зерна, который находится в растущем тренде. Между тем, качество собираемых в стране зерновых культур может стать ограничителем экспортных доходов. Импортеры зерна постоянно повышают требования к хлебопекарным свойствам пшеницы, процентному содержанию протеина. И в случае, если показатели их не устраивают, просто снижают цены.
Новые технологии ферментации и биосинтеза аминокислот открыли широкие возможности для переработчиков. Из одной тонны пшеницы можно получить до 250 килограммов лизина, попутно выработав 100 килограммов клейковины, 170 литров спирта, 250 килограммов кормов и 30 килограммов углекислоты — общей стоимостью на сумму не менее 50–70 тысяч рублей. Производство, конечно, наукоемкое и сложное, но весьма доходное. Белгородский «Завод премиксов № 1, на базе которого построены линии по глубокой переработке зерна в аминокислоты, хороший пример такого бизнеса.
По оценке Минсельхоза России, потенциал наращивания производства продуктов глубокой переработки зерна до 2035 года составляет свыше 1,3 млрд долларов. Сейчас в страну одного только глютена и лизина ввозится ежегодно на 500 миллионов долларов. Есть еще и треонин, импорт которого в России также растет из года в год. По оценкам компании ID-Marketing, в 2017 году ввоз составил 28,4 тысяч тонн, увеличившись на 12,5% по сравнению с предыдущим годом. Внутреннее производство треонина в России пока отсутствует, о планах по выпуску треонина мощностью 18 тысяч тонн заявил «Завод премиксов №1».
Несмотря на реальную возможность заместить иностранных производителей аминокислот на российском рынке, сделать это пока не получается. Сейчас в России реализуются более десяти проектов по глубокой переработке зерна в Орловской, Ростовской, Волгоградской, Курганской, Пензенской, Московской, Тамбовской, Амурской областях, Краснодарском и Ставропольском краях, Башкирии и Татарии. Но многие заявленные проекты приостанавливаются, срок их ввода переносится на более позднее время.
По мнению директора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько, наиболее реалистичным направлением в глубокой переработке зерна может быть производство биоэтанола. Его можно производить и продавать в значительных объемах. Сейчас в мире на производство биоэтанола ежегодно расходуется около 500 миллионов тонн сельхозпродукции, в том числе 310 миллионов сахарного тростника, 158 миллионов кукурузы и всего пять миллионов тонн пшеницы:
- По оценкам специалистов, Россия может перерабатывать до шести миллионов тонн зерна в год для производства присадки к бензину. Основные ограничение - отсутствие господдержки и противодействие энергетического лобби, которое утверждает, что биоэтанол замещает традиционные виды топлива. Но это всего лишь экологически чистая присадка, в отличие от синтетических, используемых нашей топливной отраслью.
Эксперты Российской Биотопливной Ассоциации также активно поддерживают производство биоэтанола и участвуют в разработке и продвижении законопроекта об этом.
Президент Российской Биотопливной Ассоциации Алексей Аблаев:
- Принятие законопроекта и развитие рынка биотоплива в России даст новый импульс развитию сельских территорий, созданию высокооплачиваемых рабочих мест и росту налоговой базы. Биотопливные заводы будут также центрами производства кормов, открыв возможность развития эффективного животноводства и прибыльного инновационного бизнеса.
Урожайные годы, высокие доходы от экспорта зерна обеспечили России возможность инвестировать в его глубокую переработку. Это обеспечит стране место на глобальном рынке с более дорогостоящим продуктом и позволит диверсифицировать зерновой экспорт.
Владимир Клюев