Определены победители голосования «Едим лучше» за лучшие растительные продукты и инициативы года
Подошло к концу третье ежегодное голосование проекта «Едим лучше» за лучшие продукты и инициативы года. Время подвести итоги.
В номинации «Лучший растительный продукт 2021 года» победили растительные йогурты Hi! — бренд компании ЭФКО. Йогурты появились в продаже в середине осени, однако, судя по почти что четверти отданных голосов (23,5%), быстро завоевали популярность среди покупателей.
На втором месте оказались котлеты от Greenwise, а на третьем — снова йогурты — от Nemoloko.
Растительные йогурты действительно были одними из самых ожидаемых продуктов в последние годы. Часто в комментариях мы встречали вопросы о том, почему при большом выборе растительного молока практически не было йогуртов. И вот, в 2021-м году такие крупные производители как ЭФКО и Сады Придонья начали восполнять нехватку этой категории.
Одного голоса, чтобы также войти в тройку, не хватило растительному лососю от компании «Агама». Однако в номинации «Лучший новый бренд» компания победила с большим отрывом — 28,6% голосов.
Еще до недавнего времени рыбные альтернативы представляли собой преимущественно (за исключением продукции компании «Вего») тофу с водорослями нори. «Агаме» удалось поднять подход к производству альтернатив рыбе на новый уровень. Более, чем 20-летний опыт работы с рыбой помог технологам компании при разработке и растительных аналогов, которые по текстуре и вкусу больше, чем тофу, напоминают оригинальный продукт.
На втором месте (11,8%) — Solio с линейкой растительных крем-чизов. Замыкает тройку — производитель растительных паштетов ExtraVegan.
Руководитель «Едим лучше» Алексей Иванов отметил, что 41% опрошенных не смогли выбрать ни один из вариантов в этой номинации. Это говорит в том числе о том, что большинство новых брендов не принадлежит крупным компаниям, которые зачастую в короткие сроки способны популяризировать свои новинки. Причем в 2022 году на рынок растительных альтернатив планируют зайти нескольких крупных производителей. Это говорит о том, что новым небольшим производителям нужно прилагать еще большие усилия, чтобы на равных конкурировать с крупными компаниями и масштабировать производство и доступность своих продуктов.
В номинации «Лучший дебют в ресторанах и сервисах доставки» победу одержала 100% растительная пицца в Papa John's. В данный момент в сети пиццерий возможно заказать три 100% растительной пиццы. Причем все из них — с плавящимся растительным сыром. Это важно отметить, потому что несмотря на то, что сыр — один из главных аккомпанементов пиццы, зачастую в составе пиццы без мясных ингредиентов идет обычный сыр. Тем самым такую пиццу не могут заказать люди с непереносимостью лактозы и веганы.
На втором месте — меню в Яндекс.Лавке из 6 позиций с растительным мясом Greenwise. Еще никогда столько полноценных 100% растительных блюд не было в доступности 10-15 минут со времени заказа. При этом за прошедший год произошло еще несколько коллабораций сервисов доставки с производителями растительных альтернатив.
Тройку в этой номинации замыкает пиццерия КОМ, открывшаяся осенью в Москве, но уже сумевшая завоевать признание среди любителей растительной пиццы.
Заключительная номинация «Передовые игроки». В ней присутствовали не только производители, но также сервисы доставки, НКО и другие инициативы, которые существенно меняют рынок растительных альтернатив.
С большим отрывом (27,1% голосов) в номинации победила компания ЭФКО. Помимо запуска линейки альтернативных продуктов, компания (совместно с RB.ru) в мае 2021-го организовала конференцию DeepFoodTech, посвященную инновациям в области продуктов питания. Мероприятие посетило более 300 человек, а среди спикеров были два замминистра и представители передовых компаний и НКО в области альтернатив продуктам животного происхождения.
На втором месте (10,9% голосов) оказался проект «Пища для ума», основная цель которого — введение полноценных растительных меню в российских ВУЗах. Команде проекта уже удалось добиться успеха в сотрудничестве с питерским Политехом, студенты которого теперь могут заказать растительные блюда в своих столовых. Также на подходе и растительное меню в ИТМО.
На третьем месте — ВкусВилл. Сеть супермаркетов одной из первых проявляла интерес к растительным альтернативам еще в 2019 году. Благодаря сотрудничеству ритейла с брендами Greenwise, #Немясо и Митлесс, доступность качественных альтернатив мясу увеличилась не только в Петербурге и Москве, но и в других регионах присутствия ВкусВилла.
Начиная с 2019 года, мы видим значительный рост интереса к растительным альтернативам в России, который стал еще больше в непростом 2020-м. 2021-й год принес еще больше новинок, инвестиций, а также интереса к альтернативам среди ритейлов и сервисов доставки. В «Едим лучше» уверены, что в 2022 всего этого будет еще больше.
Материал подготовлен руководителем «Едим лучше» Алексеем Ивановым эксклюзивно для AGRO XXI. Фото предоставлены автором.