18 декабря 2024 в 17:03

Об итогах первого года квоты на семена рассказали эксперты Национального Семенного Альянса в агроаналитическом обзоре

ДЗЕН

Председатель Совета Ассоциации Игорь Лобач и исполнительный директор Национальной ассоциации производителей семян кукурузы и масличных культур Михаил Самусь оценили влияние механизма квотирования на российский рынок семян.

В Российской Федерации с 2005 года под воздействием агрессивной маркетинговой стратегии международных компаний наблюдалась явная тенденция к снижению использования семян отечественной селекции сельхозтоваропроизводителями. Это в свою очередь привело к значительной зависимости российского растениеводства от импортируемых семян. 

К 2020 году доля отечественных семян, применяемых для возделывания таких ключевых культур, как сахарная свекла, подсолнечник и кукуруза, оказалась на критически низком уровне и составила 2, 28 и 50 процентов соответственно (см. табл. 1).

Источник: Национальный Семенной Альянс.

Ситуация с обеспечением продовольственной безопасности в отношении семян масличного рапса и картофеля также сложилась критической.

В этот период Министерство сельского хозяйства РФ искало способы поддержки отечественного семеноводства, среди которых наиболее затратным оказалось субсидирование расходов сельхозпроизводителей на покупку элитных семян и гибридов кукурузы первого поколения. 

Однако стоит отметить, что данная мера не оказала значительного влияния на селекционно-семеноводческие компании, поскольку бюджетные средства в основном предназначались для производителей товарной продукции. 

“В какой-то части это даже способствовало снижению качества семян элиты, так как в условиях резкого увеличения спроса на семена этой категории (в отдельных хозяйствах ею засевалось более 80% площади) семхозы не могли обеспечить надлежащей сортовой чистоты, что привело к массовой апробации элиты на элиту или простой фальсификации документов”, отмечают Игорь Лобач и Михаил Самусь. 

В качестве мер государственной поддержки было введено субсидирование затрат на производство семян F1, что кардинально изменило ситуацию: семеноводческие компании начали получать финансовые средства напрямую, которые в большинстве случаев были направлены на модернизацию существующих семенных заводов. В 2015 году к этим мерам добавилось субсидирование части затрат на строительство и модернизацию селекционно-семеноводческих центров, хотя, к сожалению, большая часть этих средств была использована на строительство сушилок и модернизацию зернотоков, возведенных в прошлом веке.

Важным дополнением к системе мер поддержки стало принятие в 2017 году «Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы». В рамках этой программы были разработаны подпрограммы, посвященные селекции и семеноводству картофеля и сахарной свеклы. 

Внесенные изменения в ФНТП, ориентированные на укрепление взаимодействия между бизнесом и наукой, а также расширение списка культур, позволили сделать программу эффективным инструментом для развития отечественной селекции. 

Кроме того, цель, установленная во второй редакции Доктрины продовольственной безопасности, принятой в 2020 году, — довести к 2030 году долю отечественных семян до 75% и более в посевных площадях основных сельскохозяйственных культур — существенно изменила подход к развитию отечественной селекции и семеноводства.

Эти меры помогли приостановить снижение использования отечественных семян (см. табл. 1), однако кардинально изменить обстановку на рынке семян не удалось. Это вполне объяснимо, поскольку на протяжении тридцати лет Россию настойчиво интегрировали в мировую экономику в качестве сырьевого придатка, не давая возможности развивать высокотехнологичные отрасли, такие как селекция и семеноводство.

Эскалация международных отношений в феврале 2022 года и введение множества экономических санкций против России значительно повысили риски задержек в поставках семян для импортозависимых сельскохозяйственных культур. Подготовка к посевной в 2022 и 2023 годах наглядно продемонстрировала, к каким последствиям приводит высокая зависимость сельхозпроизводства от иностранных семян, а также необходимость принятия кардинальных мер для изменения текущей ситуации.

“Сев яровых культур весной 2022 года проходил в напряженной обстановке под постоянной угрозой срыва поставок иностранных семян из-за нарушений отработанной в предыдущие годы оптимальной логистики по импортозависимым сельхозкультурам. Специалисты Депрастениеводства МСХ РФ были вынуждены практически в ручном режиме сопровождать фуры с иностранными семенами для того, чтобы обеспечить своевременную поставку семян конечному покупателю. Делалось все возможное и невозможное для того, чтобы яровые культуры были посеяны на запланированных площадях. В сложившихся условиях некоторые продавцы не смогли устоять от соблазна получения сверхприбыли (все по К. Марксу)”, - рассказывают эксперты и подчеркивают два принципиально важных момента.

1. Российские селекционно-семеноводческие компании добросовестно исполняли условия заключенных контрактов, поставляя оплаченные семена по ранее установленным ценам, несмотря на возможность их продажи по более высоким расценкам. Многие из них предоставляли семена своим проверенным клиентам даже в кредит, не обращаясь за дополнительной финансовой поддержкой со стороны государства в краткосрочной перспективе.

2. Ситуация с иностранными поставщиками семян была совершенно иной. Большинство зарубежных компаний в первой половине марта 2022 года, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства, отменили контракты на поставку семян с российскими аграриями. Однако через две недели, когда семена «поразительным образом» снова стали доступны в прежних объемах, они предложили их сельхозтоваропроизводителям по значительно увеличенной цене (вплоть до двух с половиной раз), не учитывая укрепление рубля по отношению к доллару. Цены возросли, несмотря на беспрецедентную поддержку зарубежным компаниям со стороны Министерства сельского хозяйства России, которая облегчила таможенные и карантинные процедуры для доставки семян из-за границы. Многочисленные случаи пересмотра уже оплаченных контрактов еще раз подчеркнули, что высокая зависимость от иностранных семян, даже с учетом привязки их цен к доллару/евро, не гарантирует их фактическую поставку по заранее и полностью оплачиваемым договорам. Это наглядно продемонстрировало необходимость скорейшего достижения параметров «Доктрины продовольственной безопасности» в части обеспечения сельхозпроизводства отечественными семенами. В сложившейся ситуации Министерство сельского хозяйства России было вынуждено в кратчайшие сроки разработать и внедрить комплекс мер, направленных на стимулирование производства отечественных семян и защиту семенного рынка страны, вплоть до введения квот на импорт семян из недружественных стран при условии максимального наращивания их производства отечественными компаниями.

В сложившихся условиях отечественные семеноводы, несмотря на определенные нехватки в финансовых, материально-технических и трудовых ресурсах, приложили максимум усилий для расширения площадей семеноводческих посевов и увеличения производства. 

В результате, уже в 2023 году объем семян, произведенных в России, позволил Правительству страны принять обоснованное решение о регулировании внутреннего семенного рынка с помощью соответствующих квот для наиболее импортозависимых культур. 

Итоги 2024 года подтвердили правильность этого решения: доля семян подсолнечника отечественной селекции возросла с 30% в 2023 году до 43% в 2024 году, что составило рост на 13%, а по сахарной свекле — в 2,5 раза (с 3% до 8%). В то же время по кукурузе значительных изменений не произошло, что было связано с отсутствием опыта в квотировании, что не позволило сбалансировать спрос и предложение на фоне резкого увеличения производства и сокращения посевных площадей товарной кукурузы в текущем году. По данным Департамента растениеводства Минсельхоза РФ, это привело к снижению потребности в семенах с 85 до 80 тыс. тонн и, как следствие, к значительным остаткам как иностранных, так и отечественных семян. Доля посевных площадей товарной кукурузы, засеянной семенами отечественной селекции, увеличилась всего на 2%.

Кроме того, ситуацию усугубило увеличение доли фальсифицированных семян на рынке (в основном иностранной селекции) и резкий рост контрабандного ввоза в Россию из соседних стран.

На протяжении последних двух лет квотирование импорта семян подвергалось сильной критике, преимущественно со стороны лиц с прямыми или косвенными, порой завуалированными интересами в доминировании на российском рынке семян от недружественных стран. 

Обычно они приводили два основных аргумента:

1. На рынке должна существовать свободная конкуренция. Квотирование нарушает правила ВТО и противоречит «капиталистическим» принципам. Однако на фоне введения и ужесточения санкций, касающихся как России, так и других стран со стороны самой «капиталистической» страны — США, этот аргумент выглядит не только несерьезно, но и комично.

2. Отечественная селекция значительно уступает иностранной, что может привести к снижению урожайности и валовых сборов ключевых сельскохозяйственных культур. Однако, как показывает ситуация с посевами кукурузы, засеянными отечественными и иностранными семенами, опасения по поводу уменьшения валовых сборов действительно опровергаются. В 2024 году наблюдается снижение урожайности и валового сбора по сравнению с предыдущим годом, но это связано с экстремальными погодными условиями (впервые за весь период наблюдений) на значительной части территории России, где кукуруза возделывалась.

Источник: Национальный Семенной Альянс.

“Если объективно посмотреть на результаты 2024 года, то можно с уверенностью утверждать, что они доказывают высокую эффективность квотирования как механизма регулирования рынка семян и поддержки отечественных селекционно-семеноводческих компаний. Вместе с тем наглядно проявилась и необходимость активно борьбы с контрафактом и контрабандой, а также учитывать их присутствие на рынке при расчете размеров квот”, - подчеркивают эксперты. 

Благодаря внедрению данного механизма отечественные компании в 2024 году увеличили площади семеноводческих посевов и нарастили производство семян для посевной 2025 года:

- по подсолнечнику до 32,4 тыс. тонн (из них гибриды составляют 24,4 тыс. тонн), что составляет 74% (55% по гибридам) от потребности рынка,
- по сахарной свекле на 50% до 400 тыс. п. е., что соответствует 30% от потребности рынка,
- по кукурузе, несмотря на некоторые трудности текущего года, существует потенциал для увеличения доли семян отечественной селекции до 60-70%.

Кроме того, такие меры позволяют отечественным селекционно-семеноводческим компаниям не только планировать свою деятельность на более длительный срок, но и значительно увеличивать инвестиции в селекционную работу и модернизацию производства. Ярким подтверждением этого является возросший интерес к участию в «Федеральной научно-технической программе развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы». В частности, в подпрограммах ФНТП по селекции подсолнечника и кукурузы участвует такое количество компаний, что уже поступают предложения от участников рынка о необходимости смещения акцентов на развитие семеноводства других культур, таких как овощные и плодово-ягодные.

“В заключении можно констатировать, что квотирование ввоза семян является эффективной мерой, позволяющей на первоначальном этапе создать равные конкурентные условия для сравнительно молодых отечественных компаний, позволяющие им успешно противостоять транснациональным гигантам”, - отметили авторы аналитического обзора. 

Источник: Национальный Семенной Альянс, И.А. Лобач, М.В. Самусь.

Заглавное фото: Лукьянов Дмитрий, AgroXXI.ru.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ