В период с января по ноябрь 2024 года российские производители увеличили экспорт молочной продукции на 20% по сравнению с тем же периодом 2023 года. По оценкам экспертов, объем экспорта составил более 370 миллионов долларов. На сыры и творог пришлось свыше 30% выручки, 22% - это кисломолочные продукты, 14% – мороженое, 11% – сухое молоко, 9% – молоко и сливки, а 6% – сухая молочная сыворотка.
В физическом выражении за 11 месяцев российские предприятия экспортировали 31 тысячу тонн молока и сливок, что на 9% превышает показатели января-ноября 2023 года. Поставки сыров и творога увеличились на 23%, достигнув 27 тысяч тонн, объем экспорта сухого молока возрос на 31% и составил 18 тысяч тонн, а поставки мороженого выросли на 11%, достигнув 14 тысяч тонн.
Основными покупателями российской молочной продукции являются Казахстан, Беларусь и Узбекистан.
“Ключевыми покупателями российской молочной продукции традиционно являются государства постсоветского пространства, – комментирует генеральный директор Национального союза производителей молока Артем Белов. – В эти страны, где наша страна имеет прочные позиции и свой узнаваемый бренд, мы экспортируем и питьевое молоко, и кисломолочные продукты, и творог, и сыры и продукты по его технологии”.
По итогам января-ноября Китай впервые вошел в пятерку крупнейших импортеров российской молочной продукции. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года экспорт в эту страну увеличился на 70%, составив 16 миллионов долларов. В частности, объем продаж сухого молока в КНР удвоился, продажи сыров и творога возросли в 12 раз, а мороженого – на 58%. Объем поставок молока и сливок увеличился более чем в три раза. Основными экспортируемыми товарами в дальние зарубежья остаются биржевая группа, включая сухое обезжиренное и цельное молоко, а также сухую сыворотку. Как отметил Артем Белов, их экспорт за первые девять месяцев года вырос на 26%, 67% и 11% соответственно. В 2024 году Россия продолжает наращивать поставки в Китай, Алжир, Египет, Саудовскую Аравию и другие страны.
В 2024 году экспорт АО «Милком» («Комос Групп») должен составить 10 тысяч тонн готовой продукции, что эквивалентно примерно 700 миллионам рублей. В текущем году компания столкнулась с типичной для отрасли проблемой нехватки жиров, что заставило производителя сосредоточиться на выполнении обязательств перед главным потребителем на внутреннем рынке. Тем не менее, запланированный рост экспорта на 20% удалось сохранить.
“Основными драйверами увеличения экспорта в этом году остаются страны СНГ, которые уже успели полюбить молочную продукцию под нашими основными брендами «Село Зеленое» и «Топтыжка». Постоянный спрос и широкий ассортимент этих стран по-прежнему продолжают формировать основную статью нашего экспорта”, – говорит исполнительный директор ООО «Комос Групп» Кирилл Чечин.
Он отметил успешную работу представительства компании в Шанхае, которое смогло вывести поставки в Китай на второе место среди зарубежных стран. Благодаря этому компания значительно увеличила экспорт сухой молочной сыворотки в Поднебесную и достигла торгового баланса (экспорт/импорт), используя валютные поступления для закупки необходимого оборудования, упаковочных материалов и ингредиентов, отметил исполнительный директор ООО «Комос Групп». В этом году компания также возобновила поставки молочной продукции в ОАЭ, Вьетнам и Азербайджан.
“Данные рынки давно нам знакомы, и мы очень рады, что идет постепенное возобновление контактов благодаря слаженной работе специалистов «Агроэкспорта» и РЭЦ. В этом году были своевременно организованы выставки и бизнес-миссии в данные страны, именно в рамках данных мероприятий удалось заключить новые контракты”, – подчеркивает Кирилл Чечин.
По данным Федерального центра «Агроэкспорт», к 2030 году экспорт молочной продукции из России может достигнуть более 700 миллионов долларов.
Согласно прогнозам Союзмолоко, к концу 2024 года общий объем экспорта молочной продукции из России может увеличиться на 15%, в том числе благодаря странам дальнего зарубежья. «Мы ожидаем, что эта тенденция продолжится и в 2025 году», – отметил Артем Белов. Он подчеркнул, что одной из главных задач, стоящих перед отраслью на сегодняшний день, является поддержка производства сырого молока. Создание устойчивой сырьевой базы станет ключом к дальнейшему росту экспортных поставок.
Источник и фото: ФГБУ «Агроэкспорт».