Прочитать первую часть интервью вы можете по ссылке.
Вторая часть интервью находится здесь.
Часть 3. Кооперация на органик-рынке как эффективное партнерство
В России люди не привыкли кооперироваться. Еще живы неприятные воспоминания о кооперативах 90-х. К тому же ментальность сводит на нет возможность договариваться, потому что вместо понимания общей выгоды на первый план может выходить вопрос выгоды личной.
Как этот вопрос решается в Европе? Один из органических кооперативов Германии нанял себе в середине 90-х менеджера-управленца, который администрирует вопросы кооператива и по сей день. В кооперативе около 30 постоянных участников и около 50 – привлеченных, которые «сдают» в кооператив свою продукцию, но не являются полноценными членами организации. При этом менеджер кооператива получает зарплату, в его подчинении находится еще 2 – 3 сотрудника. И это не фермеры, а менеджмент, который занимается координацией продаж продукции кооператива и отстаивает его интересы в переговорах с закупщиками. Фермеры делегировали администрирование процессов внешнему офису, оплачивают его работу и всем довольны.
Для производителей органической продукции кооперация является инструментом оптимизации ряда бизнес-процессов, позволяет вместе решать насущные проблемы, а также отстаивать свои права. В России уже существуют кооперативные формы взаимодействия между органическими производителями: например, в Краснодарском крае руководитель кооператива налаживает сбыт органической продукции как в мегаполисы, так и на полки местных магазинов, а головная компания экспортного кооператива из Томска берет на себя организацию логистики и выступает коллектором, чтобы собрать больше сырья на вывоз, снижая тем самым расходы и делая продукцию более конкурентоспособной.
Мы поговорили с одним из создателей образцовой органической молочной фермы «История в Богимово» Эдуардом Почивалиным. И вот что он думает о кооперации производителей био-продуктов в России.
Фото предоставил Эдуард Почивалин.
- Каковы перспективы кооперации на органическом рынке России?
- Кооперативов в привычном понимании, где собралось много производителей, есть голосование, сбор взносов и распределение прибыли – это не очень просто в современной реальности. Для меня кооператив – это прежде всего ментальность. Почему мы заинтересованы, чтобы появлялись сотни и тысячи таких органических ферм, как наша? Потому что идет формирование рынка, потенциал которого огромен. Когда такие фермеры будут появляться, предложение на рынке возрастет, и люди начнут больше узнавать об органик.
- Как кооперация может помочь био-фермерам в решении конкретных задач?
- Например, таким образом: в настоящее время мы вместе с Анатолием Накоряковым («Эко-Нива) и Ильей Калеткиным («Аривера») входим в профессиональные союзы, ходим по всем собраниям плечом к плечу, чтобы отстаивать наши общие интересы. И нас абсолютно не смущает, что в будущем мы будем конкурировать. В любом случае продукты у разных производителей могут иметь свои особенности. Например, недавно мы открыли туристическое направление. Оно помогает нам донести до людей, что такое органик. И, кстати, в этом ключе «Эко-Нива» как огромный холдинг имеет реальные маркетинговые инструменты для того, чтобы большое количество людей узнало о «зелёном листе» и о том, чем органическое молоко отличается от обычного.
- Какими еще могут быть преимущества кооперации?
- Сейчас мы находимся в «невидимой» кооперации по закупке семени для наших коров. То есть, когда в Калужской области крупные хозяйства, выращивающие, как и мы, джерсийскую породу, заказывают семя, то его продавцы сообщают нам об этом и заодно везут нам. Сегодня существует проблема – закупить что-то в одиночку из Европы, например, корма или премиксы, допустимые в органик-производстве. Одно время мы закупали для телят органически сертифицированный премикс из Латвии, но отечественный поставщик убрал этот продукт из ассортимента, и мы остались без премикса. Когда я покупал животных в Дании, то брал контакты компаний, у которых органические фермы закупают необходимые кормовые добавки. Звонил им, и все мне говорили, что у них нет ветеринарного разрешения на Россию и получать они его не будут из-за низкого спроса. А если бы эти товары требовались большему числу органических фермеров, то есть был бы большой заказ – тогда датчанам стало бы интересно поставлять премиксы на российский рынок. Это еще одна причина, почему мы заинтересованы, чтобы появлялись десятки новых органических ферм.
- Какие еще формы сотрудничества вы считаете перспективными?
- Сейчас мы прорабатываем идею внутреннего кооператива – хотим создать единую бухгалтерию и службу сертификации, чтобы к нам мог прийти фермер из близлежащей деревни и производить для нас продукцию под заказ. У нас, например, есть задача получить органическое яйцо. Но на кур ресурсов и сил не хватает. А спрос на органическое яйцо высокий. Фермеру, который будет готов производить для нас био-яйцо, будут четко и ясно объяснены правила, которые он должен соблюдать. Таким образом, наш партнер заведет 100 кур, а мы ему обеспечим бухгалтерский учет, сертификацию, поможем со строительством, с кормами и, самое главное, со сбытом – просто становись частью нашего кооператива, производи и упаковывай яйцо. Раз в неделю к этому фермеру будет ездить учетчик, чтобы вести учет, и при необходимости все, что нужно, фотографировать. Я хочу, чтобы это были не нанятые сотрудники, а именно фермеры, которые будут относиться к делу, как к своему собственному, и работать на результат. И такие желающие есть.
Автор текста и фото: Елена Карих, D.Y. ORGANIC Eco Consulting Group.
