С приветственным словом и докладом о состоянии молочной отрасли Татарстана выступил заместитель премьер-министра РТ — министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Зяббаров. Он отметил, что по итогам прошлого года в Татарстане было произведено 2,288 миллиона тонн молока. Республика уверенно удерживает лидирующие позиции в России, обеспечивая 6,7% от общего объема молочного производства страны. За последние шесть лет в регионе проведена масштабная работа по обновлению стада — была осуществлена полная выбраковка убыточного поголовья и активное приобретение нового.
Инвестиционная активность в регионе остается высокой. В прошлом году введены 16 комплексов на 13 600 голов, а в текущем — 8 ферм на 2 600 голов. Еще 23 фермы на 22 тысячи голов находятся на разных стадиях реализации. Особое внимание уделяется развитию кормовой базы: в республике функционируют 56 кормоцентров, обслуживающих 210 тысяч голов крупного рогатого скота, при этом 50% стоимости оборудования и 30% стоимости строительства ангаров субсидируется из регионального бюджета.
По словам министра, особую тревогу у татарстанских аграриев вызывает ситуация с субсидией на один литр реализованного молока. В связи с предстоящими изменениями в федеральном законодательстве республика может потерять около половины ранее выделяемых средств — примерно 500 миллионов рублей. Эти деньги напрямую способствовали поддержке ключевых инвестиционных компаний, которые в настоящее время активно инвестируют в строительство новых объектов.
«Объем денег - немаленький. По прошлому году он был 1,1 млрд рублей. Как раз половина из-за этого вылетает. Сегодня на федеральном уровне идут обсуждения и поиск иных мер поддержки для этого класса хозяйств. Какие они будут, пока не знаем. На текущие объемы производства молока в регионе отмена субсидии не повлияет, но в отношении дальнейших инвестиционных вложений у хозяйств настроение, конечно, испортится», - отметил Марат Зяббаров.
Генеральный директор Союзмолоко Артем Белов представил обширный обзор рынка, начав с глобальных перспектив. По его словам, мировое производство сырого молока ежегодно увеличивается на 2%, а в ближайшее десятилетие ожидается рост потребления на 22%, что составляет около 200 миллионов тонн. Артем Белов подчеркнул, что Россия, обладая огромными ресурсами земли и воды, обладает уникальной возможностью занять значительную долю в этом «мировом пироге».
Внутренний рынок также обладает значительным потенциалом, хотя его структура претерпевает изменения. За последние пять лет общее потребление молочной продукции выросло на 13%, а отдельные сегменты показывают особенно быстрый рост: сливки — в среднем на 13% в год, сыры — на 8%, мороженое — на 6%. Этот рост во многом обусловлен развитием сегмента HoReCa. Даже в условиях замедления потребительского спроса в 2025 году сегмент общепита демонстрировал рост на уровне 6-8%.
Однако Артем Белов отметил, что основным вызовом для отрасли является растущий дефицит сырого молока, сравнивая текущую ситуацию с 2014 годом, когда рынок столкнулся с пустыми полками из-за нехватки сырья после введения контрсанкций. Основная причина приближающегося дефицита – резкое снижение числа новых инвестиционных проектов. Если ранее Минсельхоз одобрял проекты на 80-100 тысяч голов в год, то в этом году эта цифра снизилась до 16 тысяч. В результате к 2026-2027 годам рынок может недополучить около 500 тысяч тонн молока.
Среди ключевых трендов, которые могут помочь снизить риски, он выделил: индустриализацию — 12% сельхозорганизаций (с поголовьем более 1000 голов) производят 57% всего молока, что свидетельствует о значительно более низкой себестоимости и в 2,5 раза более высокой рентабельности; развитие генетики и племенной работы — продуктивность в сельхозорганизациях растет на 4-6% в год; а также более активное использование аутсорсинга в сферах кормления, ветеринарии и содержании скота.
«Если мы не будем наращивать предложение сырья на внутреннем рынке, мы столкнемся с абсолютно такой же историей, как в 2014 году. То есть нам рынок нужно будет каким-то образом балансировать. Поэтому я считаю, что ключевая задача – это производство молока», - считает эксперт.
Президент ГК «ЭкоНива» Штефан Дюрр поделился стратегическими планами одной из крупнейших молочных компаний мира. Холдинг обрабатывает 630 тысяч гектаров земли, управляет 42 фермами и содержит 120 тысяч дойных коров, ежегодно производя около 1,4 миллиона тонн молока с высоким содержанием жира и белка.
Основными факторами успеха он назвал стандартизацию: все фермы «ЭкоНивы» работают по единым протоколам и технологиям, что облегчает управление и масштабирование процессов. Значительное внимание уделяется цифровизации: компания разрабатывает собственное программное обеспечение и активно инвестирует в искусственный интеллект, создав для этого отдельную команду молодых специалистов.
Перед компанией стоят два стратегических варианта развития. Первый — завершить строительство уже начатых трех ферм и сосредоточиться на увеличении надоев, развитии переработки, в том числе функциональных продуктов. Второй — увеличить поголовье до 250 тысяч коров и выйти на объем производства 3,5-4 миллиона тонн молока, ориентируясь на экспорт специализированных белковых ингредиентов (лактоферрин, иммуноглобулины) для рынков Китая и стран Юго-Восточной Азии.
Спикер детально разобрал себестоимость производства литра молока, которая в «ЭкоНиве» составляет в среднем 37 рублей, и отметил, что при текущей цене в 49 рублей (без НДС) бизнес остается рентабельным, но требует долгосрочной предсказуемости.
«Я все-таки объединяю молочные рынки России и Беларуси, потому что, как ни крути, мы, как одна страна, и рынок у нас один. Так вот, плюс-минус, мы уже вместе с нашими братьями из Беларуси обеспечиваем себя сырым молоком. Да, привязные фермы выбывают и будут выбывать, но мы увеличиваем надои на существующих фермах, строим ещё новые проекты, поэтому, я думаю, практически компенсируем это выбытие. Поэтому предполагаю, что рынок России и Беларуси насыщен, и нам не нужен дополнительный рост поголовья молочных коров», - сказал он.
Генеральный директор «Август-Агро» Айдар Галяутдинов рассказал о успешном опыте входа дочерней компании крупного химического холдинга в агробизнес. С 2018 года компания инвестировала 38 миллиардов рублей. В настоящее время она входит в тройку крупнейших производителей зерна в Татарстане и занимает пятое место по производству молока, обладая 220 тысячами гектаров земли и 8 500 дойным стада. Планируется достигнуть производства 95 тысяч тонн молока в год к 2025 году. Он подчеркнул важность инфраструктурных проектов — строительство элеваторов, которые уже способствуют увеличению стоимости зерна за счет улучшенной логистики.
Также Айдар Галяутдинов отметил успешное сотрудничество с «ЭкоНивой» по закупке нетелей, что позволило быстро и эффективно заполнить новые фермы. Инвестиции в молочные комплексы он оценил в сумму от 1 до 1,3 миллиона рублей на одно место с скотом.
«Мы, конечно, никакое не подсобное хозяйство нашего химического бизнеса, потому что мы уже приносим 30% выручки в группу, и, собственно говоря, это достаточно для нас амбициозный проект. Мы вложили 38 миллиардов для того, чтобы получать отдачу и возвращать эти деньги, в том числе и банкам», - рассказал спикер.
Заместитель председателя Волго-Вятского банка Сбербанка Сергей Алимов рассказал, что на 1 октября 2025 года кредитный портфель Волго-Вятского банка Сбербанка по финансированию АПК превысил 166 млрд рублей, показав с начала года рост более чем на 3%. В Республике Татарстан кредитный портфель в АПК превысил 41 млрд рублей, показав наибольший рост - 28% с начала года.
Также на форуме выступили:
Александр Маликов, управляющий ГК «Руслакто», с докладом о выбранной модели частичной вертикальной интеграции и развитии бренда «Северная Долина»;
Михаил Камышный, вице-президент «Милком», который озвучил проблему низкой рентабельности: «Рентабельность в этом году не сохранена, ее практически нет. Все заработанное уходит на оплату банковских процентов, которые выросли в 2,5 раза.» Также спикер рассмотрел общерыночный тренд на рост доли частных торговых марок (СТМ) в сетях;
Валерий Горовой, исполнительный директор по прикладному ИИ компании “Эвотор”, входящей в Группу Сбер, представил кейсы практического применения современных технологий;
Сергей Ляшко, директор по развитию агрофирмы «Дороничи», рассказал о внедрении роботизации и цифровизации и преимуществах подходов.
В заключительном слове Артем Белов выразил благодарность участникам за плодотворную дискуссию и обмен мнениями. Он отметил, что искусственный интеллект и цифровизация — это важные инструменты, которые необходимо применять молочному бизнесу для повышения его эффективности. Кроме того, он предложил сделать Молочный бизнес форум Волго-Вятского региона, проводимый в Казани, ежегодным мероприятием.
Источник: Минсельхоз и продовольствия Республики Татарстан.


