На расширенном заседании коллегии Минсельхоза России Николай Фёдоров отметил: по итогам 2014 года индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах в хозяйствах всех категорий составил 103,7 % к уровню 2013 года

 

 По итогам 2014 года индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах в хозяйствах всех категорий составил 103,7 % к уровню 2013 г. (при плане — 102,5 %), в растениеводстве — 105 % (план — 102,9 %), в животноводстве — 102,1 % (план — 102 %). Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах), составил 103,3 % (план — 103,1 %).

Собран рекордный за последние шесть лет урожай зерна — 105,3 млн т. Это второй результат в истории сельского хозяйства современной России (в 2008 г. — 108,2 млн т).

Радует: в производстве скота и птицы на убой в живом весе рост составил 4,1 % (до 12,9 млн т) — в основном за счет птицеводства (рост на 6,7 %) и свиноводства (рост на 4,7 %). Производство овец и коз выросло на 4 %. Глава аграрного ведомства выразил надежду: «Рассчитываем в 2016 году на существенный прирост производства мяса крупного рогатого скота специализированных пород и их помесей на 150 тыс. тонн или 50 % к уровню 2014 года. Обращаю на это особое внимание, потому что в связи с мерами, которые мы вынуждены были принять в прошлом году в ответ на санкции, потенциально выпавший объем мяса КРС в годовом исчислении — 59 тысяч тонн. Но российские производители компенсировали его с лихвой, что демонстрирует эффективность специальной подпрограммы по развитию мясного скотоводства».

Удалось переломить ставший почти историческим отрицательный тренд в производстве молока: его объем по итогам 2014 года составил 30,8 млн т (в том числе 291,6 тыс. т в Крымском ФО), что впервые в новейшей истории России больше по сравнению с предыдущим годом (на 24,2 тыс. т, или 0,1 % − без учета Крымского ФО). Прирост производства обеспечен за счет сельхозорганизаций (на 2,2 %, или 312 тыс. т) и фермерских хозяйств (на 6,1 %, или 109 тыс. т). Поскольку в этом году федеральный бюджет почти удваивает объемы грантовой поддержки фермеров (на 3 млрд рублей плюсом), страна ждет дальнейшего роста результатов их деятельности. При этом мы должны учитывать естественное (в силу экономических и демографических факторов) сокращение производства молока в ЛПХ (уменьшение на 2,7 %, или на 397 тыс. т).

Свою роль сыграло и введение Россией защитных мер в отношении продукции из США, стран Европейского Союза, Канады, Австралии и Норвегии, что сработало и на расширение ниши для отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке.

В 2014 году объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья снизился на 4 млрд. 100 млн долл. США и составил 40,9 млрд долл. США, а экспорт стал рекордным и достиг 19 млрд.136 млн долл. США, превысив уровень 2013 г. на 14,5 % (или на 2,4 млрд долл. США).

В декабре 2014 года была принята новая редакция Государственной программы развития сельского хозяйства с дополнительным ресурсным обеспечением из федерального бюджета в 568 млрд рублей. Федоров подчеркнул: «И здесь еще раз обращаю внимание региональных властей, что увеличение софинансирования идет исключительно за счет федерального бюджета». Услышат ли его в субъектах РФ, которые зачастую «зажимают» деньги из Москвы и они с большим запозданием доходят до сельхозорганизаций и фермерских хозяйств.

Приоритетами новой редакции Программы являются: создание отечественных селекционно-семеноводческих и генетических центров, ускоренное импортозамещение по мясу (свинины, птицы, крупного рогатого скота), молоку, овощам открытого и закрытого (тепличного) грунта, семенному картофелю, плодово-ягодной продукции, создание современной инфраструктуры хранения и реализации сельхозпродукции (речь идет о плодо-овоще- и картофелехранилищах, оптово-распределительных центрах).

Но, несмотря на принимаемые меры, ситуация в АПК страны непростая, признал министр. Например, импортная составляющая по семенам, средствам защиты растений, запчастям для сельхозтехники значительная и серьезно напрягает аграриев. В инвестиционных проектах доля импортных комплектующих нередко достигает 60-90 %.

При сложившейся макроэкономической ситуации затраты сельхозпроизводителей, связанные как с проведением сезонных полевых работ, так и реализацией инвестиционных проектов, заметно возросли, в ряде случаев в 1,5 раза, а то и больше. Это увеличивает риски для достижения прогнозных показателей развития отрасли.

Поэтому в текущем году приоритет первого порядка — обеспечение доступности краткосрочных кредитов для сельхозпроизводителей на пополнение оборотных средств и инвестиционных кредитов. Наиболее сложная задача — обеспечение доступности инвестиционных кредитов. Без привлечения инвестиций в отрасль в минимальном объеме в 220 млрд рублей не сможем достичь прогнозных показателей ускоренного импортозамещения.

В целях снятия этих рисков предложены новые и дополнительные инструменты поддержки, в частности: возмещение части прямых понесенных затрат по инвестпроектам (принятие соответствующего постановления задерживается, как обычно, Минфином); программа проектного финансирования (стоит обратить внимание на то, что 5 из 7 отобранных комиссией Минэкономразвития проектов — сельскохозяйственные — на общую сумму инвестиций 28 млрд рублей). Это свидетельствует о том, что агроинвесторы в России наиболее качественно подготовлены к работе с новыми инструментами. Предложений от аграриев значительно больше в сравнении с другими отраслями экономики. Мы научились работать в современных условиях вопреки мнению о том, что сельхозтоваропроизводители не всегда идут в ногу со временем.

В марте на заседании Комиссии МСХ отобрано для господдержки порядка 2300 инвестпроектов на общую сумму 83 млрд. 200 млн рублей. После этого на отбор поступило еще 540 проектов на сумму более 10 млрд рублей. В целом по этому году инвестиционных проектов уже накопилось на общую сумму более 121 млрд рублей. А минимально необходимый объем, как отметил Федоров, 220 млрд рублей. «И этот рубеж будет достигнут тем быстрее, чем быстрее Минфин исполнит постановление Правительства от 19 декабря 2014 года по теме возмещения понесенных затрат» (в документах МСХ говорится: «Экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей и ограниченность кредитных возможностей скажутся на объеме инвестиций в отрасль, который может снизиться на 5 %. При базовом варианте индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2015 году может составить 95 %, инерционном — 93 %»- Авт.).

Но и при этом остаются риски, связанные с недостаточной стабильностью макроэкономических условий для бизнеса. Поэтому если новой редакцией Госпрограммы прогнозировался рост производства сельскохозяйственной продукции на уровне 2,7 % (2016 г. — 3,1 %, 2017 г. — 2,1 %), то сейчас он корректируется до 1,4 %.

Заместитель министра сельского хозяйства России Дмитрий Юрьев привел обнадеживающий показатель: по итогам года рентабельность сельхозорганизаций превысила уровень прошлого года и составила (с учетом субсидий) 16,2 % (в 2013 г. — 7,3 %), а без учета субсидий — 6,4 % (в 2013 г. — 5,2 %). В 2014 году удалось закрыть проблему задолженности по инвестиционным кредитам. На эти цели из федерального бюджета было выделено дополнительно 20 млрд руб., что позволило ликвидировать задолженность по 8600 уже реализуемым проектам.

Зампредседателя правительства Саратовской области Александр Соловьев предложил урегулировать тарифы на электроэнергию — это очень актуально в связи с развитием мелиорации в регионе. Он высказался за всемерное развитие перерабатывающей и пищевой промышленности, грантовой поддержки фермеров и семейных животноводческих ферм.

В народе говорят: на Бога надейся, но сам не плошай. Селяне, устав от обращений к правительству, во многих регионах берут инициативу в руки. Зампредседателя правительства Хабаровского края Александр Куприянов поддержал программы развития местных инициатив, рассказал о работе по созданию краевого фонда АПК (сельхозкооперативы, КФХ, ЛПХ, СХП, заготовительные пункты, перерабатывающие предприятия, транспортная компания, администрация районов…). Судя по реакции зала, это новость пришлась ко двору.

Аудитор Счетной палаты РФ Бато-Жаргал Жамбалнимбуев, зампредседателя Внешэкономбанка Андрей Клепач, председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам АПК и развитию сельских территорий Евгения Уваркина, директор Департамента сельского развития и социальной политики МСХ Дмитрий Торопов указали на недоработки, призвали активнее их устранять.

Поскольку в выступлениях руководителей МСХ о фермерах было сказано вскользь, автор строк в конце заседания попросил гендиректора Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Тульской области Вячеслава Андриянова сказать о наболевшем. Он за словом в карман не полез: «80-90 % господдержки идет на агрохолдинги. На днях читаю сайт АККОР: впечатляющую „мясную субсидию“ — более половины всех выделенных на российские мясные проекты денег! — досталось Брянской области. В прошлом году регион получил 1,419 млрд рублей на развитие мясного скотоводства. Однако лишь полтора процента от этой суммы досталось занятым в мясном производстве сельхозпредприятиям и фермерским хозяйствам области: получили кто по 700 тыс., а кто и 150. На круг — 19 миллионов. А 1,4 млрд из бюджетной субсидии достались ООО „Брянская мясная компания“, входящей в структуру АПХ „Мираторг“. Мясные короли братья Линники жируют, а фермеры считают копейки, получается, отодвинуты на обочину производства импортозамещаемых продуктов.

В Тульской области тысячи га земли законсервированы группой лиц, которые ничего с ними не делают. Бурьяны уничтожаются пожарами, на месте их вырастает зелень — создается впечатление, что участки обрабатываются. А новые латифундисты ждут лучших времен, чтобы пустить земли явно не для сельскохозяйственных целей. Еще: господдержку надо направлять не банкам, на субсидирование ставок, а на погектарную поддержку. Столько съездов проведено по кооперации — столбовом пути развития сельского хозяйства, а гора родила мышь. Немудрено, на развитие кооперации направлено было всего 400 млн рублей — смехотворная сумма для огромной России». Вот и топчемся на месте, а вся Европа уже давно идет этим путем".

На пресс-подходе министр сообщил журналистам, что Правительство РФ готово к диалогу с западными странами по поводу продуктового эмбарго. «Мы ждем сигналов от наших западных партнеров. Как только они нам дадут позитивный сигнал, мы будем позитивно откликаться». Он добавил, что «правительство должно анализировать ситуацию и может предложить свои решения в отношении изменения перечня продуктов питания, изменения перечня стран в зависимости от того, как выстраиваются отношения с нашими западными партнерами. Если западные партнеры смягчают свой режим санкций в отношении России, тогда мы будем иметь фактический материал для того, чтобы пересмотреть и скорректировать санкционный список из стран и продуктов», — добавил глава министерства.

Минсельхоз также выступил против отмены экспортной пошлины на пшеницу до конца текущего сельхозгода, то есть до 1 июля 2015 года. «Наша позиция консервативна. Пока нет никаких предпосылок для того чтобы принимать новые меры», — прокомментировал свое решение Федоров. «Основания для продления или отмены пошлины можно будет всерьез анализировать после получения окончательных итогов по сохранности озимых культур… Второй очень важный сюжет — прогноз урожая 2015 года», — добавил министр, сообщив, что точными данными Минсельхоз будет располагать в мае-июне.

Источник: «Крестьянские ведомости», Александр Рыбаков