Цель голландского правительства в области органического земледелия — использовать не менее 15% сельскохозяйственных угодий под органическое земледелие к 2030 году. Утопия ли это? По словам спикеров на встрече, организованной компаниями BioPlant и Agrico BioSelect, планка высока, но, безусловно, существует возможность значительного увеличения площадей при условии наличия достаточных рынков сбыта для продукции. Для этого необходимо изменить мышление не только потребителей, но и всех звеньев цепочки — от производителей картофеля до розничных продавцов, как отметили спикеры.
Марк Зюйдхоф, управляющий директор Agrico BioSelect, знает, каково это – сотрудничать с супермаркетами и с фермерами. С BioSelect сотрудничают около 120 фермеров, занимающихся органическим земледелием, которые в совокупности выращивают более 1000 гектаров органического столового картофеля.
Благодаря продукции этих производителей компания BioSelect уже некоторое время круглогодично поставляет голландский органический картофель в различные супермаркеты. Наличие надёжных сортов и усовершенствованные методы хранения стали катализатором этого процесса.
«Всё начинается с достаточных возможностей для сбыта. Мы отслеживаем рыночные тенденции и соответствующим образом адаптируем наши посевные площади», - сказал Марк Зюйдхоф.
По словам Квирин де Вирд из сети супермаркетов Lidl, сотрудничество в цепочке поставок здесь имеет решающее значение: «Розничные торговцы, производители и правительство — все они играют свою роль в увеличении продаж органических продуктов. Нам необходимо объединить усилия. Сеть Lidl давно заключила многолетние соглашения с производителями и упаковщиками органических продуктов по таким вопросам, как рост объёмов и ценообразование. Это обусловлено осознанным выбором Lidl в отношении органических продуктов. Таким образом, мы хотим сделать органический образ жизни доступным и доступным для каждого».
Хорошим примером этого является так называемое соглашение «hutspot», которое Lidl подписала с Biohuis в прошлом году. Согласно этому соглашению, Lidl намерена к 2026 году удвоить свой оборот органического картофеля, овощей и фруктов.
Яап Кортевег из BioPlant выразил на симпозиуме своё удивление медленным ростом продаж органических продуктов: «Нидерланды отстают в органическом секторе. Мы находимся в авангарде по уровню знаний, но при этом не спешим». Он также призвал к заключению долгосрочных соглашений. Кроме того, по его мнению, супермаркетам следует отдавать приоритет органическим продуктам на своих полках.
По словам Зюйдхофа, при выращивании органического картофеля все еще существуют проблемы, такие как зависимость от внешних факторов и их влияние на урожай. Так, сезон 2024 года был непростым из-за фитофтороза, что привело к снижению урожайности и росту цен. В этом году ситуация обратная. Перед торговой компанией стоит задача запланировать достаточные площади для предложения продукции. Супермаркеты могут продвигать органическую продукцию с помощью акций и тем самым способствовать росту продаж, добавил спикер.
Он подчеркнул важность сотрудничества в цепочке поставок: «Соглашения о поставках способствуют развитию всех звеньев цепочки. Мы надеемся увидеть больше органического картофеля в супермаркетах. Мы к этому готовы». Даже в годы неудовлетворительного урожая органического картофеля у BioSelect достаточно запасов, чтобы удовлетворить спрос супермаркетов. «В этом случае мы можем использовать нашу сеть дочерних компаний или партнёров за рубежом. Это позволяет нам удовлетворять спрос голландской розницы круглый год, даже в годы неудовлетворительного урожая», отметил спикер.
Добавим, что компания Agrico Research активно работает над созданием новых органических сортов картофеля и является ведущим научно-исследовательским институтом в этой области. Компания, расположенная расположена в Банте, имеет собственный тепличный комплекс площадью 4000 квадратных метров, который используется для разработки новых сортов картофеля и проведения интенсивных исследований.
В селекционном процессе Agrico Research используются новейшие достижения в области генетики и методов селекции и осуществляется тесное сотрудничество с аффилированными производителями. Селекционная компания предоставляет аффилированным производителям исходный генетический материал и консультации, а также организует централизованное тестирование.
Компания сознательно выбрала методы селекции, одобренные во всем мире и не являющиеся предметом публичного обсуждения. Поэтому все сорта органического картофеля выведены с использованием традиционных методов селекции, не включающих методы генетической модификации.
Компания использует маркерную селекцию. Это означает, что характеристики ДНК отдельных сеянцев, участвующих в селекционной программе, считаются информацией для селекции после установления связи между характеристикой ДНК и признаком сорта. Маркеры используются для картирования ДНК растения картофеля. Маркер представляет собой определенный признак. Установив связь между маркером и соответствующим признаком, вы получаете важную информацию, которую можете использовать для принятия решений в процессе селекции. Это позволяет Agrico Research учитывать маркеры, представляющие определённые признаки, например, устойчивость к фитофторе, при скрещивании родительских растений. После скрещивания исследователи изучают маркеры потомства, чтобы определить, обладают ли они желаемыми признаками. Это позволяет использовать ДНК для идентификации растения с правильным «отпечатком пальца» и, следовательно, с желаемыми маркерами/признаками.
Источник: Agrico.


