🔹

Ассоциация производителей фруктов и овощей Канады (FVGC) обращает внимание на потенциальные изменения в подходах к отбору сортов картофеля в ближайшие годы: не только по урожайности, качеству, лежкоспособности и устойчивости к болезням, но и по эффективности использования азота, пишет Луки Питерс, главный редактор, автор и издатель отраслевого портала по картофелеводству Potato News Today.

…В недавней публикации FVGC задается вопросом: должны ли фермеры в конечном итоге выбирать сорта картофеля, исходя из необходимого им количества азота? Организация сослалась на исследование сорта Кластер 4 (Cluster 4), предполагающее, что новые сорта картофеля могут обладать большей эффективностью использования азота по сравнению со старыми сортами.

В информационном буклете для отрасли, подготовленном доктором Марио Тенутой (Университет Манитобы), был представлен краткий обзор предварительных результатов полевых испытаний в нескольких провинциях, а также рассматривалась эффективность использования азота как новая характеристика, которая может стать более важной по мере того, как ожидания в отношении устойчивого развития и затраты на ресурсы будут продолжать влиять на принятие решений.

Данный информационный буклет представляет собой промежуточное обновление, а не полноценный технический отчет. В нем кратко изложены направления дальнейших исследований, но полные наборы данных, числовые таблицы производительности или подробная методология не публикуются в общем доступе.

Согласно обновленной информации, проект находится на втором из трех лет полевых испытаний, с исследовательскими площадками в Альберте, Манитобе, Нью-Брансуике и на острове Принца Эдуарда. Различные нормы внесения азотных удобрений применялись к стандартным столовым и перерабатывающим сортам, а также к новым сортам, которые, как предполагается, более эффективно используют азот.

В обновленной информации сообщается, что новые сорта, предположительно обладающие высокой эффективностью использования азота, в целом превосходят по урожайности стандартные сорта, и что более высокий урожай достигается при меньшем увеличении внесения азота по сравнению со стандартными контрольными образцами. Важно отметить, что в информационном буклете не приводятся данные об урожайности, нормах внесения азота, расчетных показателях эффективности использования азота или статистической достоверности этих наблюдений, что говорит о том, что группа лишь передает предварительные данные, в то время как более широкий анализ продолжается.

Управление внесением азота в картофель редко сводится к простому «решению о норме внесения». Оно влияет на потенциальную урожайность, распределение размеров клубней, созревание, качество и однородность урожая, а также на риск потерь азота в окружающую среду. Картофель может быть особенно чувствителен к срокам и поступлению азота, поэтому небольшие изменения в агротехнике или генетике могут привести к значительному увеличению урожайности.

Главный вывод из сообщения FVGC заключается в том, что генетика сортов может стать практическим инструментом в стратегии питания, а не просто конечной точкой прогресса в селекции. Если определенные сорта смогут поддерживать высокую урожайность при меньшем увеличении внесения азота, отрасль сможет постепенно увидеть больше рекомендаций по внесению азота, специфичных для каждого сорта, вместо общих предположений типа «один размер подходит большинству».

Работа Тенуты вписывается в концепцию управления питательными веществами 4R (right source, right rate, right time, right place)  – правильный источник, правильная норма внесения, правильное время и правильное место. Традиционно концепция 4R применяется как управленческий подход: оптимизация решений по внесению удобрений для согласования агрономических показателей с уменьшением потерь.

Примечательность результатов исследований картофеля сорта Cluster 4 заключается в том, что они указывают на сближение подходов к управлению питательными веществами и выбору сорта. По сути, будущий план внесения азотных удобрений, соответствующий принципу «4R», может включать в себя согласование как агрономического подхода, так и генетического профиля реакции сорта, особенно в системах выращивания картофеля на переработку, где стабильность урожайности и пороговые значения качества являются обязательными.

В буклете также упоминается использование ингибитора нитрификации (eNtrench) и сообщается, что это в целом снизило выбросы закиси азота (N2O) в рамках экспериментальной программы. Однако отмечается исключение в Альберте в 2024 году, где на поле наблюдалось значительное остаточное содержание азота из-за предшествующего выращивания бобовых кормовых культур.

Эта деталь важна, потому что она подчеркивает реальную истину, которую фермеры уже знают: результаты внесения азотных удобрений зависят от истории поля, севооборота, остаточного плодородия и местных условий. Инструменты, снижающие потери, все равно могут демонстрировать переменные результаты в зависимости от того, что уже содержится в почве и как протекает сезон.

Также упоминается сорт картофеля Музыка (Musica), который, как утверждается, значительно превосходит контрольные образцы по урожайности. Однако, прибавка урожайности в этом случае совпала с добавлением большего количества азота, так что сейчас исследователи работают над подтверждением того, действительно ли сорт Musica более эффективен с точки зрения использования азота.

Это различие важно. Сорт может давать высокий урожай, потому что он сильно реагирует на более высокие нормы внесения азота, — не обязательно будучи более эффективным в плане использования азота. Истинная эффективность использования азота на практике, как правило, подразумевает достижение большего урожая на единицу внесенного азота или поддержание урожая при одновременном снижении предельного количества азота, необходимого для выращивания дополнительных тонн.

Тот факт, что в брошюре прямо поднимается этот вопрос, указывает на то, что исследовательская группа разделяет понятия «реакция на изменение урожайности» и «эффективность», а не считает их одним и тем же.

Даже без опубликованных числовых данных в брошюре, выводы очевидны, если эти тенденции сохранятся в течение третьего года испытаний и более широкой проверки:

  • При отборе сортов можно начать учитывать характеристики реакции на азот в качестве более формального признака, наряду с урожайностью, качеством, характеристиками хранения и устойчивостью к болезням.
  • Фермеры и агрономы могли бы все чаще запрашивать кривые зависимости внесения азота от сорта и региона, а не просто рекомендации по статическим нормам.
  • Новые сорта, предположительно более эффективно использующие азот, могут снизить потребность в дополнительном азоте для повышения урожайности в зависимости от типа почвы, истории выращивания и рыночного класса.
  • Инструменты управления выбросами, такие как ингибиторы нитрификации, могут оставаться предметом обсуждения, но их эффективность, вероятно, будет оцениваться по стабильности применения в различных севооборотах и ​​сценариях с остаточным содержанием азота.

Основная идея FVGC заключается в подготовке отрасли к вероятным изменениям в ближайшем будущем: выбор сортов и стратегия внесения азотных удобрений могут стать более тесно взаимосвязанными, поскольку генетика и ожидания в отношении рационального использования питательных веществ будут развиваться вместе.

Источник: Potato News Today. Автор: Луки Питерс. 

Оригинал статьи на AgroXXI.ru