24 февраля 2014 в 18:30

Маркировка упаковки мяса

ДЗЕН

Новые правила для этикеток в Америке скоро могут стать актуальными и в России

Осенью 2013 года США были приняты новые условия маркировки продукции животноводства, которые обязали производителей и ритейлерские сети уделять упаковке товаров больше внимания. Но дело вовсе не в модернизации внешнего вида привычного всем стикера. Министерство сельского хозяйства Штатов официально выступило с поправкой в закон, которая обязывала производителей и владельцев розничных сетей указывать на мясе самую подробную информацию о его происхождении.

Ритейлеры и производители теперь должны указывать на этикетке место, где родились и выросли бычки, место, где они были забиты, а также места разделки или первичной обработки мяса.

Правило относится к говядине, телятине, курице, свинине, баранине и козлятине, которая продается на прилавках супермаркетов после первичной обвалки. Мясо, прошедшее переработку, а также всевозможные виды субпродукты пока от новых стандартов освобождены.

Информация на этикетке

Если говорить об этикетках, которые существовали в Европе ранее, на них также была довольно подробная информация о странах, в которых побывало мясо. Но если еще совсем недавно перечень этих стран составляли лишь места транзита грузов, то сейчас информация будет чуть более подробной.

Идея, по мнению организаторов, должна помочь конечному потребителю разобраться в том, какое именно мясо они едят. Ведь если место производство стейка – США, вовсе необязательно, что животные родились и были выращены там же. А на качество продукции животноводства место обитания животных или птицы подчас оказывает наиболее существенное влияние.

Например, вы сможете узнать, что бычок, из мяса которого вы жарите стейк, родился в США, был выращен в Канаде, а на бойню отправился в также в США.

В Соединенных штатах около 90% всего красного мяса и полуфабрикатов на его основе местного производства. Однако около 14 % говядины, 8 % свинины и менее 1 % птицы, которых можно найти на полках магазинов, были выращены и забиты в другой стране. Большинство из говядины и свинины Америка импортирует  из Канады и Мексики. Около половины баранины импортируется в США из Новой Зеландии и Австралии.

Одной из причин, по которым потребителям важно понимать, где именно была произведена говядина, является безопасность продукции. Минсельхоз Соединенных штатов говорит о том, что любая продукция животноводства из другой страны, прежде чем попасть в магазины, проходит ряд проверок на соответствие качества и безопасности. Вместе с этим нельзя не отметить, что проверки, которые осуществляют ветеринарные службы других стран могут в чем-то не удовлетворять службы США. Они похожи по технологии, но не идентичны. Поэтому для покупателя важно понимать, продукция какой страны лежит у него на полке и готов ли он положиться на этого производителя в вопросе своего здоровья и безопасности.

Знак качества

Объединения фермеров-производителей подавали в Минсельхоз США многочисленные просьбы поддержать закон. Производители говядины в США, где культура разведения мясного скота уже давно одна из лучших в мире, по праву гордятся качеством своей продукции. И поэтому они также заинтересованы в том, чтобы донести эту информацию до потребителя.

«Если мы можем сделать правила более обременительными и не пустить на нашу территорию импортных производителей, это сыграет местным животноводам только на пользу», - считают они. В этом случае повысится спрос на отечественную говядину, что сделает ее более инвестиционно привлекательной.

Некоммерческая организация защиты прав потребителей Америки (CFA) считает, что покупатель должен знать, где было произведено мясо, которое он покупает.

Согласно опросу, проведенному CFA, 90 % американцев считают, что у них есть право знать страну происхождения стейка, который они покупают. И если этикетка будет такую информацию содержать, многим это придется по нраву.

Дорогое мясо

Естественно, у столь прекрасной и возвышенной идеи нашлись и свои противники. Американский НИИ мяса (AMI) и Национальная торговая группа, представляющая интересы производителей и продавцов, заявили о том, что законопроект следует отправить на доработку.

Дело в том, что для указания столь полной истории происхождения мяса на этикетках, компаниям придется потратить дополнительные деньги. По предварительным расчетам, для отрасли мясного скотоводства реформация существующей системы маркировки обойдется в 300-500 млн долларов.

Кроме того, сам процесс прослеживания пути мяса от момента рождения бычка до его поездки на бойню, если компания не находится в одной стране с продавцом, может также потребовать дополнительных денежных затрат. Помимо этого, производителям или ритейлерам придется тратить деньги на печать этикеток другого образца.

Часть всех этих расходов неминуемо ляжет на плечи потребителей. Цена на мясо поднимется еще, а уже сейчас она находится не в самом выгодном положении по отношению к другим группам товаров.

Обременив лишними заботами производителей, переработчиков и продавцов, закон, по их мнению, не сделает систему более удобной, как предполагалось, а лишь только создаст дополнительные сложности. Кроме того, далеко не всем покупателям действительно интересно знать столь подробную историю происхождения котлеты в своей тарелке.

Информация для покупателей

Одновременно с этим, даже у работающего закона не все так гладко, как хотели бы его сторонники. На бумаге правила выглядят действительно привлекательными, однако на практике о большей части мяса и продуктов из него, покупателям по-прежнему ничего не известно. Такая продукция как фарш и другие полуфабрикаты из переработанного мяса, а также уже готовые к употреблению в пищу продукты (бекон и колбасные изделия)  под действие нового закона не попадают.

Министерство сельского хозяйства Соединенных штатов будет и дальше модернизировать закон о маркировке продуктов животноводства и следить за тем, чтобы предприятия розничной торговли его соблюдали.

России до таких нововведений пока далеко, однако вопросом прослеживаемости продукции животноводства давно занимаются и в нашей стране. Сейчас, с внедрением экологических продуктов и органической пищи, желание людей получать достоверную информацию о продуктах питания все больше увеличивается. В этой связи модернизация этикеток становится как нельзя актуальной. Российские покупатели хотят, чтобы на этикетках отражалась информация о безопасности продукта. В первую очередь, это отсутствие ГМО.

Если же говорить о подробном описании места рождения, откорма и разделки животных, пока большинство потребителей не очень понимают, зачем им такая информация и что она дает. По мнению покупателей, вполне достаточно было бы, чтобы вся продукция животноводства в магазинах была снабжена этикетками с указанием страны-производителя. Увы, сегодня даже этого часто очень сложно добиться даже по требованию.

Об эндометритах у коров читайте здесь

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ