Как ранее сообщал Всемирный банк, аквакультура переходит от мелкомасштабных ферм к интенсификации. В США этот процесс уже запущен и разработаны технологии интенсификации, которые обеспечивают множественные преимущества.
Технологию интенсификацией аквакультуры разработал Джесси Чеппелл, профессор Обернского университета на пенсии. Он работал и преподавал в аквакультурной отрасли более 50 лет. «Аквакультурная отрасль США раздроблена и далеко не так эффективна, как могла бы быть. Фактически, США импортируют около 90% потребляемой рыбы и морепродуктов», - рассказал специалист в интервью журналисту Лоре Темпл.
Признанный на международном уровне эксперт в области аквакультуры, Чеппелл уже много лет ищет пути совершенствования аквакультуры. Он возглавил группу, которая исследовала и разработала план комплексного и эффективного производства рыбы и морепродуктов в США благодаря поддержке национального фонда соевых закупок через Альянс соевой аквакультуры.
«Наше производство рыбы и морепродуктов ограничено такими факторами, как география и климат, - говорит он. - Но каково было бы объединить современные технологии аквакультуры с принципами других отраслей промышленности США, производящих протеин?»
Чеппел описывает масштабируемую рециркуляционную систему, которая создает синергию и ценность на каждом этапе, делая аквакультуру США конкурентоспособной на мировом рынке, так же, как это происходит в свиноводстве и птицеводстве.
«Объединив существующие технологии в одном месте, отечественная аквакультура сможет использовать конкурентные преимущества США», - говорит Чеппелл.
Чтобы разработать реалистичный рабочий план, подкрепленный экономическими расчетами, его команда сосредоточилась на выращивании тилапии, тропической рыбы. Однако он отмечает, что план можно адаптировать и для других видов. Основываясь на экономическом и логистическом анализе, команда, например, рекомендует размещать интегрированные аквакультурные производства в южных штатах, между восточной частью Северной Каролины и юго-восточной частью Техаса.
Концепция интенсификации аквакультуры Чеппелла начинается с кормового зерна, из которого производятся корма для рыб на комбикормовом заводе, что является самой большой статьей текущих расходов в аквакультурном секторе. Он отмечает, что основная часть белка во многих видах кормов поступает из сои.
Помимо соевого шрота или концентрата соевого белка, рационы аквакультуры могут включать цельную кукурузу и продукты из кукурузы, а также продукты из пшеницы. Комбикормовый завод, являющийся основой интенсивного аквакультурного производства, создаст местный рынок для этих ингредиентов, что позволит стабильно производить высококачественные корма.
По расчётам команды, комбикормовый завод, производящий около 20 000 тонн кормов в год, обеспечит выращивание более 13 млн кг рыбы. Интеграция комбикормового завода на территории рыбоводческого хозяйства может сэкономить более 400 000 долларов в год на кормах.
«Наши расчёты рассчитаны для комбикормового завода, работающего в одну смену, - объясняет Чеппелл. - Однако добавление второй смены позволило бы удвоить производство кормов, что способствовало бы расширению рыбоводства при минимальных дополнительных инвестициях».
Рядом с кормопроизводством Чеппелл и его команда рекомендуют строить крытые производственные бассейны для каждого этапа развития рыбы: от инкубатора и питомника до выращивания и вылова. Надежная современная технология производства аквакультуры в УЗВ позволяет создать идеальную среду для роста и здоровья рыб.
«Бассейны позволяют американским аквакультурным предприятиям создать 12-месячный цикл выращивания. Это похоже на концепции, используемые для бройлеров и свиней, и это очень продуктивно», - говорит он.
Команда рекомендовала построить цеха с 18 резервуарами, каждый диаметром 12 метров и глубиной 3 метра. Технология рециркуляции воды позволит управлять резервуарами группами по шесть штук для подачи корма и очистки воды. При правильной изоляции резервуары и цеха можно спроектировать так, чтобы минимизировать потери тепла и максимально повысить энергоэффективность.
Интегрированная система размещает резервуары для разных стадий роста рядом друг с другом, что позволяет перекачивать рыбу из одного места в другое. Такая технология также позволяет доставлять рыбу на местный перерабатывающий завод. Это исключает значительные транспортные расходы, характерные для современных систем аквакультуры в США.
«Перерабатывающее предприятие на месте можно настроить на производство разнообразной продукции, от упакованного филе до потрошеной рыбы с головой, - говорит Чеппелл. - Максимальное внедрение автоматизации будет способствовать повышению производительности труда сотрудников и окупаемости инвестиций».
В такой системе большая часть синергии достигается за счёт сбора и повторного использования всех побочных продуктов для повышения общей стоимости. Команда Чаппелла подробно описала логистику и экономику сбора и использования побочных продуктов как из питомников для выращивания рыбы, так и с перерабатывающего предприятия.
Группа рекомендует использовать жидкие отходы из рыбоводных цехов в качестве удобрения для орошения высокоценных культур, выращиваемых на землях интегрированного комплекса.
«Этот подход позволяет превращать питательные вещества в товарные культуры, такие как овощи. Наш план включает теплицу, в которой круглый год будут выращиваться такие культуры, как помидоры, салат и огурцы, а на 100 гектарах летом можно выращивать летние культуры, такие как помидоры или арбузы, а зимой — холодоустойчивые культуры, например, листовую капусту», - говорит эксперт.
Побочные продукты с перерабатывающего завода можно было бы перерабатывать и продавать в качестве ингредиентов кормов для домашних животных помимо органических удобрений. Чэппелл и его команда рекомендуют использовать новый процесс, разработанный в Университете Оберна, который называется «Система восстановления стоимости сельскохозяйственных побочных продуктов (ABVRS)» и предназначен для мгновенной сушки побочных продуктов. «Технология ABVRS позволит производить высококачественную рыбную муку и рыбий жир. Этот процесс не создаёт сточных вод, запаха и пыли, а мгновенная сушка не поднимает температуру продукта настолько высоко, чтобы это могло повлиять на качество белка», - поясняет он.
По его словам, полностью интегрированное и интенсифицированное аквакультурное производство охватит площадь около 8000 га и создаст от 350 до 400 рабочих мест. Удвоение производственных мощностей за счёт введения второй смены на комбикормовом заводе создаст ещё 100 рабочих мест.
«Наш экономический анализ показывает, что первоначальные инвестиции будут значительными - почти 210 миллионов долларов, - говорит он. - Однако мы рассчитали окупаемость инвестиций в размере 41% для первой фазы и 43% при удвоении мощности».
Он считает, что такая система позволит США конкурентоспособно производить рыбу и морепродукты, снижая зависимость от импорта. Он отмечает, что геополитические факторы постоянно меняются, и конкурентоспособный сектор аквакультуры придаст этому рынку стабильности. Рост производства аквакультуры в США также приведет к увеличению спроса на сою.
«По нашим оценкам, чтобы заменить хотя бы 10% импортируемой нами рыбы и морепродуктов продукцией отечественного аквакультуры, нам потребуется производство соевых бобов, сопоставимое с производством всего Иллинойса. Однако подобная система аквакультуры практична, прибыльна и устойчива. Я верю, что она может дать ещё один вид белка, производимый невероятно эффективно здесь, в США», - заключил Чеппелл.
Источник: Soy Aquaculture Alliance. По статье автора Лоры Темпл.