5 ноября 2024 в 12:05

200 тысяч тонн свинины поставила на экспорт Россия за 9 месяцев текущего года

ДЗЕН

Согласно оценкам специалистов, в период с января по сентябрь 2024 года экспорт свинины и свиных субпродуктов из России возрос на 23% в физическом объеме и на 27% в денежном выражении по сравнению с тем же периодом прошлого года. С начала года отечественные компании экспортировали около 200 тысяч тонн свинины на общую сумму примерно 430 миллионов долларов.

В структуре физического объема экспортных поставок в этом году около 50% занимают замороженные свиные мясные изделия, 23% – свежая и охлажденная свинина, а 27% – свиные пищевые субпродукты.

В этом году Беларусь стала ведущим импортером российской свинины, увеличив закупки на 14% до 65 тысяч тонн. Республика стала ключевым рынком сбыта свежей и охлажденной свинины, занимая долю почти 90%.

Вторым по величине покупателем является Вьетнам с объемом импорта в 59 тыс. тонн (-16%). 

В тройку ведущих импортеров также входит Китай. С момента открытия этого рынка для трех российских компаний-экспортеров свинины в конце февраля 2024 года в Китай уже было поставлено почти 30 тыс. тонн свинины и субпродуктов на сумму 78 млн долларов.

Кроме того, поставки свинины из России в Сербию и Гонконг увеличились почти в два раза, а в Монголию – на 20%. Также начались продажи этой продукции в Узбекистан, Того, Сейшельские острова и Бразилию.

По итогам девяти месяцев 2024 года группа «Черкизово» увеличила экспорт свинины на 39% в натуральном выражении по сравнению с тем же периодом 2023 года. В пресс-службе компании отметили, что основными факторами роста стали более чем четырехкратное увеличение поставок в Сербию и удвоение объемов поставок во Вьетнам.

Национальный союз свиноводов прогнозирует, что экспорт продукции свиноводства за первые девять месяцев текущего года составит 240 тысяч тонн, включая мясо, субпродукты, свиной жир и живых свиней на убой. Юрий Ковалев, гендиректор союза, прокомментировал: "Это примерно на 20% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Основной вклад – около 30 тысяч тонн – пришелся на экспорт в Китай. Рынок был открыт в феврале для трех российских компаний. Реальные поставки начались в апреле-мае, и сейчас мы достигли уровня ежемесячных отгрузок от 6 до 7 тысяч тонн».

В другие страны, доступ к которым был открыт до начала 2024 года, отгрузки в целом остаются на уровне прошлого года. «На импортных рынках ключевых стран-покупателей Россия уже занимает значительную долю (в Беларуси – 100%, во Вьетнаме – около 50%) и сохраняет достигнутые позиции», – добавляет Ковалев.

По прогнозам Федерального центра «Агроэкспорт», к 2030 году объем экспорта российской свинины и свиных субпродуктов может достигнуть более 600 тыс. тонн.

По прогнозам Национального союза свиноводов, к концу 2024 года отгрузки в Китай могут достигнуть около 50 тыс. тонн, а общий объем российского экспорта свиноводческой продукции составит примерно 300 тыс. тонн. «На 2025 год предполагается дальнейшее увеличение поставок в Китай, однако это станет возможным лишь после аттестации новых компаний для данного рынка. В таком случае российский экспорт свиноводческой продукции в следующем году может вырасти на 15-20%», – отмечает Юрий Ковалев.

Группа «Черкизово» прогнозирует, что в 2025 году экспорт свинины сохранит динамику текущего года, и компания планирует увеличить поставки в Казахстан. Также ожидается расширение списка российских предприятий, допущенных на рынок Китая, включая и «Черкизово». «Это станет ключевым фактором для роста объемов зарубежных поставок, однако одновременно может привести к перераспределению экспортных объемов в странах Юго-Восточной Азии», – отметили в пресс-службе группы «Черкизово».

Компания также активно развивает экспорт готовой мясной продукции, включая колбасные изделия и копчености из свинины. 

За первые девять месяцев 2024 года объем поставок за границу увеличился на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, что связано с ростом поставок в Казахстан и Беларусь. 

«В настоящее время 99% экспорта готовой мясной продукции компании направляется в страны постсоветского пространства. Это обусловлено как традициями и культурой потребления, так и сроками доставки товаров на целевые рынки», – отмечают в пресс-службе «Черкизово». 

В то же время компания расширяет свое присутствие с готовой мясной продукцией и в дальнем зарубежье, поставляя ее во Вьетнам, Монголию и ОАЭ. В будущем планируется увеличить присутствие в этих странах и расширить географию поставок.

Источник и фото: ФГБУ «Агроэкспорт».

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ