Своё мнение высказал украинский аналитик
«Агро XXI» предлагает отредактированную версию статьи украинского аналитика рынка СЗР Игоря Герасименко. Мнение редакции «Агро XXI» может не совпадать с мнением аналитика.
Россия — страна огромная по своим территориям, и это накладывает определённый отпечаток на ведение бизнеса, особенно в сфере продажи СЗР. Если продавать продукцию в РФ, то необходимо иметь хорошую логистическую систему, то есть склады, крупногабаритный и малогабаритный транспорт, а также массу представителей своей компании, которые будут отвечать за определённый участок страны. Работать в Барнауле, к примеру, имеет смысл, только если там растаможиваться, а везти товар из других регионов и арендовать склад не будет рентабельно.
С экономической стороны у страны тоже не всё гладко, курс в России «скачет», кредиты аграриям дают все меньше и их получение весьма затруднено. Если до кризиса все компании-поставщики пестицидов имели только рублёвые прайс-листы, вели расчёты и заключали контракты со своими клиентами исключительно в рублях, это было удобно для всех, пока рубль не начал падать. Большинство дистрибьюторов с 2015 года перешли на долларовые прайс-листы, так как в 2014 году понесли колоссальные убытки, продавая в рассрочку по рублёвым договорам. Многие дистрибьюторы переходят на предоплату, так как доллар колеблется и все снижают риски.
Растёт доля фальсификата, много подделок попадает на рынок и государству в сложившихся экономических условиях очень сложно с ними бороться. В 2015 году многие компании столкнулись с подделкой своих препаратов, рынок кишит подделками.
Участились налоговые проверки компаний-поставщиков пестицидов, Россия активно пополняет казну.
Предпочтения российского агрария в большинстве своём схожи с предпочтениями украинского агронома. В России среди гербицидов пользуются популярностью глифосат, дикват, металохлор и пропизахлор, римсульфурон и клетодим, а вот весьма любимый украинскими аграриями ацетохлор в России запрещён, его активно заменяют металохлором. Хизалофоп-п-этил, который на Украине интенсивно применяется против злаковых, в России особой популярности не имеет и вообще малоизвестен.
Среди фунгицидов самым популярным действующим веществом является карбендазим, но и тут есть одна особенность, он обязательно должен иметь регистрацию на все культуры, иначе больших объёмов реализовать не удастся, без полного спектра регистрации много брать не будут. Тебуконазол, чья востребованность на Украине с каждым годом растёт, в России свою популярность интенсивно теряет.
Среди инсектицидов популярны препараты на основе диметоата и альфа-циперметрина, что также наблюдается и на Украине.
Российский рынок имеет ряд подобий и различий с украинским рынком СЗР. Тут, также как и на Украине, есть три «касты» производителей пестицидов: это мультинационалы, отечественные производители и генерики. Мультинационалы, такие как BASF, Bayer, Syngenta и т. д. — это своеобразная элита, обитатели «Олимпа». У них есть своя ниша, в которой они и существуют, не опускаясь до «подковёрной возни» генерических компаний.
Генерические компании тоже делятся на несколько групп: одни работают через дистрибьюторов, другие — с конечным потребителем, иногда обе эти группы объединяются в одном лице. Тех, кто работает с конечным потребителем, значительно меньше, так как Россия имеет огромные территории и охватить всё практически невозможно. К числу таких компаний стоит отнести «Август», которая работает с конечным потребителем; с дилерами они также работают, но создают им такие условия, что дилеру не интересно иметь с ними дело.
Тем не менее, существует множество компаний, которые наоборот не интересуются мелким и средним фермером, а ориентируются на более крупные предприятия. Одна из таких — компания «Агроэкспертгрупп», которая работает с холдингами и дилерами, не обращая внимания на мелкие крестьянско-фермерские хозяйства. Компания «Союз-Агрохим» работает с дистрибьюторами на 100 % рассрочке, создаёт хорошую конкуренцию на рынке. «Гарант Оптима» работает в основном с дистрибьюторами, но потихоньку начинает выходить и на конечного потребителя. Проблема этой компании заключается в том, что она работает исключительно в Южном федеральном округе, тем самым теряя огромный рынок всей остальной части России.
Компания «Агрохимические технологии» — дочка украинской компании, у которой есть своё представительство в России, но из-за проблем с логистикой и отсутствием складов в разных регионах весьма ограничена в манёвре. Они ограничены определёнными региональными рамками и имеют небольшой штат сотрудников, что существенно замедляет покорение российского рынка пестицидов. Кроме «Агрохимических технологий» на российском рынке СЗР также присутствуют и другие компании, имеющие корни на Украине, например «Альфа-Химгруп». Компания «Альфа-Химгруп» — новичок на рынке пестицидов в РФ, она начала свою активную деятельность лишь в 2015 году, но начала сильно и жёстко, интенсивно демпингуя ценами и, тем самым, завоёвывая себе покупателя.
«Кирово-чепецкая химическая компания» больше работает в своём регионе — в Приволжском федеральном округе, в котором есть всего один конкурент — компания «Землякофф», которая является оригинальным дистрибьютором международной компании «ZemlyakoFF». В данном регионе работают и другие компании, но особой конкуренции этой паре они не составляют.
На рынке семян иностранным компаниям тоже не сладко, так как в России есть льготы на отечественные семена и они более доступны по цене. Также регистрация семян требует испытания в каждом федеральном округе, за реализацию семян без регистрации в округе предусмотрен штраф.
В завершении хочется сказать, что компании, работающие на российском рынке пестицидов и агрохимикатов, можно сравнить с кораблями, перед которыми открывается безбрежный океан возможностей и колоссальных прибылей. Капитанам этих кораблей не стоит терять бдительности, ибо на пути к обогащению их поджидают экономические айсберги и политические подводные камни, а за бортом плавают «налоговые акулы». Стоит лишь на секунду зазеваться, как твой корабль потерпит крушение. Капитаны, будьте осторожны и успех, несомненно, будет сопутствовать вам в вашем нелёгком, но очень прибыльном плавании по океану под названием Россия!
Источник: «Инфоиндустрия»