11 декабря 2025 в 10:07

Эволюция дженериков и уроки хлорпирифоса

ДЗЕН

Хлорпирифос претерпел кардинальные изменения на рынке, превратившись из блокбастерной запатентованной молекулы в действующее вещество, продаваемое по всему миру в качестве дженерика.

Журналист AgriBusiness Global Лорен Миллиган побеседовала с Рамом Ситапати, президентом и генеральным директором американского подразделения компании Gharda Chemicals, одного из пионеров в производстве дженериков технического и рецептурного хлорпирифоса, чтобы узнать о пути этого дженерика на рынке.

ABG. Как истечение срока действия патента на хлорпирифос изменило конкурентную среду в сфере агрохимикатов, особенно с точки зрения ценообразования и доступа к рынку для региональных производителей по сравнению с транснациональными корпорациями?

Рам Ситапати. Хлорпирифос — очень старое соединение, срок действия его патента истёк более четырёх десятилетий назад. Компания Gharda была одной из первых, кто начал производить технические и конечные продукты на основе хлорпирифоса в генерическом виде, используя инновационный альтернативный процесс, разработанный доктором Гардой. В отличие от первоначального метода Dow Elanco, который основывался на пиридине, в нашем процессе в качестве исходного сырья использовалась уксусная кислота. Такой подход сделал производство более безопасным и экологичным, избегая рисков, связанных с обращением с пиридином.

Как и в случае с любым продуктом общего назначения, поначалу было сложно конкурировать с хорошо зарекомендовавшими себя брендами крупных транснациональных корпораций. Однако со временем наши усилия по развитию рынка и экономически эффективное производство позволили нам предлагать продукцию по конкурентоспособным ценам дистрибьюторам по всему миру, что в конечном итоге принесло пользу фермерам за счет снижения затрат на единицу площади.

Конкуренция всегда была полезна для потребителей. Цена технического хлорпирифоса, которая когда-то составляла около 25 долларов за килограмм, постепенно снизилась ниже 10 долларов за килограмм по мере совершенствования продукта. Высококачественная продукция нашей компании получила стабильное признание на развитых рынках, таких как США, а в других регионах мира ее внедрение происходило еще быстрее.

ABG. Какие стратегии позволили компаниям, производящим дженерики, процветать там, где более крупные транснациональные корпорации столкнулись с трудностями?

Рам Ситапати. В операционном плане универсальные игроки, как правило, более гибкие, чем крупные корпорации. Низкие накладные расходы, более быстрое принятие решений и способность быстро адаптироваться к меняющейся рыночной конъюнктуре являются ключевыми факторами нашей устойчивости и дальнейшего роста.

ABG. Какие уроки извлекает история с хлорпирифосом о роли дженериков в формировании мировых рынков средств защиты растений?

Рам Ситапати. Хлорпирифос входит в число наиболее широко изученных молекул в области защиты растений. Хотя споры о его безопасности сохраняются, постоянное накопление данных и нормативный контроль способствуют его дальнейшему использованию во многих сельскохозяйственных системах.

В условиях сокращения объемов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и усложнения и удорожания процедур утверждения новых молекул, защита существующих продуктов с помощью надежных научных данных имеет решающее значение. Информирование общественности о данных по безопасности и научной основе решений регулирующих органов может помочь избежать эмоциональных или ненаучных реакций на вопросы защиты растений.

Дженерики играют важнейшую роль в обеспечении доступности и ценовой доступности. Сегодня на дженерики приходится около 75% мирового рынка средств защиты растений, и эта доля будет продолжать расти по мере истечения срока действия патентов. Во многих развивающихся странах, где доступность и ценовая доступность остаются жизненно важными, поддержание доверия к хорошо изученным дженерикам, таким как хлорпирифос, посредством постоянного сбора данных и прозрачной коммуникации имеет важное значение.

ABG. Заглядывая в будущее, как, по вашему мнению, будет меняться роль компаний, производящих дженерики, в мировом сельском хозяйстве?

Рам Ситапати. Опыт с хлорпирифосом подчеркивает важность непрерывных инноваций в сфере производства дженериков — за счет совершенствования процессов, управления данными и повышения эффективности. Производители дженериков должны оставаться приверженными качеству, безопасности и устойчивому развитию, обеспечивая при этом доступ производителей к экономически эффективным решениям. По мере роста регуляторного давления и стоимости сырья этот баланс определит следующий этап развития отрасли.

Источник: AgriBusiness Global. Автор: Лорен Миллиган, специалист по контенту в AgriBusiness Global.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ