Второй хлеб, как называют картофель в России, планируют высадить нынешней весной на площади почти в 299 тысяч гектаров. А ожидаемый урожай должен составить не менее 7 млн тонн. Но чтобы получить такой урожай, картофель нужно не только высадить, вырастить, но и защитить от возможных угроз. Одна из них – нематода.
Армия нематод насчитывает более 30 тысяч видов. Для картофелеводов одну из главных опасностей представляют те, которые способны жить на картофеле и наносить значительный вред этой сельхозкультуре.
В России ситуация с нематодами легче, чем в некоторых других картофелеводческих регионах мира, хотя простой ее тоже не назовешь. Из цистообразующих нематод на отечественных приусадебных участках распространен только один вид – это золотистая картофельная нематода. И, по мнению Александра Хютти, к.б.н., заведующего сектором «Болезней картофеля» ВИЗР, пока на российских полях распространен наименее агрессивный первый патотип.
Одна из причин появления золотистой картофельной нематоды на полях – посевной материал. К примеру, в России в середине «нулевых» довольно популярным был сорт картофеля «Невский». Исследования подтвердили, этот сорт оказался максимально восприимчивым к золотистой нематоде. В зависимости от температурных условий, за один сезон на полях, засеянных «Невским», могло возникнуть до четырех генераций патогена. И пока результаты исследований не были широко известны, этот сорт выращивали во многих регионах страны. И в результате нематоду буквально растащили по российским картофельным полям. Исправить ситуацию удалось, применив комплекс защитных мер, в том числе, заменив сорта на другие устойчивые отечественной и зарубежной селекции.
Зарубежные сорта, которые включались в Госреестр в течение последних десяти лет, практически все устойчивы к распространенному в России первому патотипу. Но стоит ли теперь ориентироваться только на импортные клубни при высадке картофеля? Конечно, нет, считает Александр Хютти. Да, пока не все сорта и гибриды отечественной селекции обладают признаком устойчивости к золотистой нематоде. Но последние отечественные разработки в рамках комплексного плана научных исследований (КПНИ) «Развитие селекции и семеноводства картофеля» изменили ситуацию в лучшую сторону. Сейчас, к примеру, Федеральный исследовательский центр картофеля имени А. Г. Лорха создал большую линейку сортов, устойчивых к золотистой нематоде. Кроме того, Минсельхоз РФ в начале нынешнего года решил запустить дополнительный экономический стимул - субсидию (70% от уплаченной суммы) тем хозяйствам, которые приобретут семена картофеля отечественной селекции по программе «Развитие отечественного семеноводства» (созданные в рамках подпрограммы и внесенные в госреестр после 2016 года).
А теперь об исторически сложившемся российском противоречии по поводу картофельных нематод. В научной, практической и регламентирующей областях по-разному определяют и понимают стеблевую и клубневую разновидности. Стеблевая нематода (Ditylenchus dipsaci), по оценке многих нематологов, в России отсутствует. Но само название в русской транскрипции сохранилось и применяется. Та нематода, которая вредит российскому картофелю и которую неверно называют стеблевой, это Ditylenchus destructor или клубневая картофельная нематода.
Однако, даже в ГОСТ по семенному картофелю № 33996 от 2016 года (введен с 2018 года) есть требование по стеблевой нематоде и нет упоминания по клубневой. Между тем, клубневая нематода выявлена не только в Центральной России, но и в Северо-Западном регионе страны. За последние годы патоген клубневой картофельной нематоды «закалился»: если раньше он развивался при температуре +35 градусов, то теперь он прекрасно себя чувствует и при более низких температурах, даже при +18-22. Но все же наиболее распространен патоген в районах с более теплым климатом - чем жарче температура, тем обширнее ареал, тем более агрессивна и вредоносна клубневая нематода. Ее деятельность не прекращается и во время хранения собранного урожая. Даже слабо пораженный картофель в хранилище при температуре не выше +3 градуса, будет усыхать. Усыхающий картофель - видимый признак заражения. А если урожай начал гнить, это говорит о возникновении вторичной, вероятно, бактериальной инфекции.
Клубневая нематода - вредоносный патоген, к которому пока не создано устойчивых сортов. Опасный патоген выявлен в Нижегородской и Брянской областях. И, если не применять меры защиты, он способен привести к 100-процентной потере урожая.
Как построить эффективную систему защиты картофеля от нематоды? Стоит ли использовать опыт голландских фермеров, которые вносят в почву нематициды заранее, для предупреждения инфекции? По мнению Александра Хютти, упреждающее применение нематицидов вряд ли оправдано. Начать стоит с анализа почвы на наличие нематод, и уже в зависимости от результатов выстраивать систему защиты.
Успешно бороться с нематодой можно, об этом говорит опыт нижегородсого хозяйства «Фермер Хабузов». Кроме биопрепартов, уже существующих в России, в хозяйстве применили и агротехнические мероприятия. Первое – борьба с сорными растениями. Известно, что клубневая нематода поражает кроме картофеля еще около 600 видов растений, в том числе - сорные. Борьба с сорняками на картофельных плантациях - традиционный способ защиты урожая. Еще одной мерой спасения от клубневой нематоды может стать внесение безводного аммиака. При правильном внесении безводный аммиак не только удобряет землю, но и работает как средство защиты растений. И, наконец, третий способ защиты картофеля - использование сидератов, например, редьки масличной.
Впрочем, средств защиты картофеля от нематоды становится все больше. Еще одну технологию недавно опробовали кенийские фермеры.
Исследователи недавно обнаружили новый подход к борьбе с нематодами картофеля. Недорогим, осуществимым и экологичным решением стали бананы, точнее - бумага, изготовленная из банановых древесных волокон, которые обычно не используются. Новый метод, названный «Wrap-and-plant» (заверни и выращивай), был опубликован в издании Nature Sustainability. Фермеры-картофелеводы в Кении обертывали семенной картофель в биоразлагаемый материал и за счет этого уменьшили заражение полей, а также увеличении урожайности в пять раз.
Полевые испытания для оценки эффективности «банановой бумаги» проходили, начиная с 2015 года. Было заложено несколько участков, где высевался картофель, обернутый в банановую бумагу с небольшими дозами абамектина (пестицида, который убивает нематод); семена, обернутые в бумагу без абамектина; семена без обертывания, но с распыляемым абамектином; семена без обертывания и химической обработки. Результаты показали, что банановая бумага, с пестицидом или без него, предотвратила заражение картофеля в поле и повысила урожайность картофеля, а также размер клубней. Банановая бумага снизила вылупление нематод на 85%. Исследователи считают, что эта тактика может резко уменьшить потребность в пестицидах в будущем. Сейчас идет работа над коммерциализацией африканскую технологию, прежде всего, над автоматизацией упаковки клубней в спасительную банановую бумагу. Планируется также провести дальнейшие исследования по применению этого метода для защиты других овощных культур.
Руслана Газимова
При подготовке статьи использована информация future farming, modern farmer, Минсельхоза РФ, Картофельного союза, Всероссийского института защиты растений.
Фото: pixabay.com