4 апреля 2024 в 14:00

Россия вышла на лидирующие позиции по экспорту подсолнечного масла в Индию

ДЗЕН

Россия по итогам 2023 года стала крупнейшим поставщиком подсолнечного масла на индийский рынок. Соответственно Индия вышла на первое место среди покупателей российского подсолнечного масла, увеличив закупки более чем вдвое: свыше 900 млн тонн. Рост российских поставок растительных масел в Индию серьезно влияет на динамику российского масложирового экспорта.

Индия - вторая после Китая страна по объему потребления растительных масел в мире. 

Так, в сезоне 2022/23 Индия импортировала порядка 17 миллионов тонн растительных масел. Пальмовое масло, как самое дешевое, доминирует в индийском импорте и составляет более половины от общего объема. 

На втором месте - соевое масло с долей рынка 20–30%, а подсолнечное – на третьем месте. Каждый год Индия импортирует от 1,5 до 3 млн тонн подсолнечного масла, что составляет около 10-15% от общего импорта растительных масел.

Пальмовое масло в Индию поставляют в основном Индонезия и Малайзия. Соевое масло преимущественно завозится из Аргентины и в меньшей степени из Бразилии.

Основным экспортером подсолнечного масла в Индию традиционно являлась Украина, поскольку у украинских компаний была возможность формировать для отправки крупные партии по 30-40 тысяч тонн в глубоководных черноморских портах. В то же время российские компании отгружали свое подсолнечное масло небольшими партиями по 3–5 тысяч тонн. Индийские импортеры предпочитают закупки крупными партиями.

 - С точки зрения логистики компании России проигрывали из-за нехватки глубоководных портов с необходимой для перевалки растительных масел инфраструктурой, низкой пропускной способности железнодорожной инфраструктуры и периодических перебоев с торговым судоходством, – рассказала «Агроэкспорту» генеральный директор масложирового бизнес-направления группы «Русагро» Наталья Корой.

Ситуация изменилась несколько лет назад, когда российские компании начали развивать рейдовую перевалку, что позволило загружать крупнотоннажные суда для отправки в Индию и укрепило позиции России на индийском рынке.

Увеличение российского экспорта также связано с изменением цен на разные виды масел. Подсолнечное масло стало дешевле соевого и почти сравнялось по стоимости с пальмовым, что привело к росту его закупок в Индии.

Сыграла роль и цена. Индийские закупки российского подсолнечного масла резко пошли вверх в 2023 году  из-за изменения соотношения цен на разные масла. 

Индийский рынок очень чувствителен к цене, а в 2023 году подсолнечное стало стоить дешевле соевого и почти сравнялась по стоимости с пальмовым. 

 - Так, если в марте 2022 стоимость подсолнечного масла на рынке Индии находилась на уровне 2 125 долл. за тонну на базисе CIF, то к марту 2023 года она упала на 48% до 1 108 долл., а на начало марта 2024 года находится на уровне 939 долл., что ещё на 15% ниже, чем годом ранее. В результате подсолнечное масло стало дешевле и соевого, и пальмового, хотя исторически все было наоборот, - поясняет «Агроэкспорт» и прогнозирует дальнейший рост спроса. 

Так, запасы растительного масла в Индии по состоянию на 1 марта сократились до 2,38 млн тонн, что является самым низким показателем за 18 месяцев, таким образом, индийский рынок будет нуждаться в растительном масле по доступным ценам. 

Для обсуждения перспектив развития российского экспорта продукции АПК в Индию будет проведена онлайн-конференция. Участие в ней требует предварительной регистрации.

Источник: ФГБУ «Агроэкспорт».

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ