Уже более века садоводы подвязывают ветки яблони, когда деревья еще молодые, чтобы повысить урожайность, а ученые проводят исследования для понимания механизма, отчего сгибание ветвей приносит такой эффект. Уже известно, что эта практика помогает яблоне выделять больше ресурсов, таких как углерод и другие питательные вещества, на репродуктивный рост (цветение и плодоношение), чем на вегетативный рост (ветви и листья).
Также известны редкие случаи, когда ветви у яблони естественным образом растут вниз. В новом исследовании ученых Корнеллского Университета, опубликованного в журнале Plant Physiology, сообщается, что выявлена вариация или аллель MdLAZY1A - гена, который в значительной степени контролирует плакучий рост яблони.
«Выводы, представленные в этой статье, могут быть использованы для того, чтобы вывести сорта яблони, чьи ветви растут несколько вниз и/или более раскидисто. Это сделало бы яблони более продуктивными, а садоводы смогли сэкономить на трудозатратах на подвязывание ветвей», - говорит старший автор работы Кенонг Сюй, доцент Школы интегративного растениеводства Секция садоводства в Корнеллском агротехническом Колледже сельского хозяйства и наук о жизни.
Мутация редкая, встречается менее чем у 1% деревьев. По словам Сюй, теперь, когда мутация - замена одного нуклеотида в гене MdLAZY1A - была идентифицирована, генетики растений смогут использовать технологию редактирования генов CRISPR/Cas-9 для создания сортов с «плачущим» ростом.
«Мы подтвердили это с помощью нескольких трансгенных исследований. Мы поместили этот аллель в стандартный сорт королевской гала- яблоки, и дерево росло вниз», - сказал он.
Чтобы идентифицировать ген, ученые использовали подход «прямой генетики», в ходе которого они рассмотрели наблюдаемые признаки у более чем 1000 потомков плакучих сортов и отделили те, у которых наблюдался рост вниз от яблонь с нормальным ростом. Затем они использовали передовые методы генетического секвенирования, чтобы сравнить две популяции и найти генетический детерминант.
(Источник: Cornell University).
