🔹

Пшеница - самая популярная культура в мире, она кормит больше людей и занимает бОльшие площади, чем любая другая. В Манитобе куда больше распространены кукуруза и соя, что показывает постоянный рост их посевных площадей. Однако здесь выращивают и пшеницу, впрочем, большинство фермеров используют ее  только в качестве промежуточной культурой в севообороте. Компания Syngenta планирует полностью изменить роль пшеницы в этой провинции.

Норм Дрегер (Norm Dreger), глава североамериканского отдела зерновых культур компании Syngenta, которая сейчас активно инвестирует в создание новых сортов пшеницы, полагает, что пшеница пока далеко не раскрыла свой урожайный потенциал. Во время недавней встречи производителей на исследовательской ферме этой компании Дрегер сказал: «На нашей планете пшеница очень распространена, она занимает двести миллионов гектаров - и по своим масштабам огромная эта территория - словно последняя неизведанная земля». Пшеница в условиях Северной Америки обычно приносит по 2,4 тонны зерна с гектара, однако Syngenta ставит своей целью поднять этот показатель до девяти тонн.

«Syngenta стремится изменить объемы производства зерна по всему миру, финансируя и создавая инновационные продукты, устанавливая высокие стандарты на объемы урожая, качество зерна и устойчивость культур к вредителям и болезням, - говорил Дрегер. – Syngenta крайне заинтересована в пшенице».

Дрегер прогнозирует, что в ближайшее время гибридизация пшеницы, затрудненная сложностью ее генома, позволит повысить урожайность на 15%. Ученые работают в направлении улучшения КПД поглощения пшеницей воды, питательных веществ и солнечного света. В ближайшее время увеличению урожайности этой культуры поможет и внедрение новой агротехники, новых пестицидов и методов их применения. Syngenta взаимодействует с другими селекционными компаниями, в том числе государственными, а также работает с CIMMYT, Международным центром по улучшению качеств кукурузы и пшеницы (International Maize and Wheat Improvement Centre).

Посевные площади пшеницы за год возрастают на 0,9%, однако спрос на нее растет со скоростью 1,5% ежегодно, - утверждает Ганс-Иохим Бюран (Hans-Joachim Bruan), директор отдела мирового запаса пшеницы CIMMYT. «Подобное сотрудничество может сильно увеличить доход фермеров, как богатых так и бедных», - написал он на сайте Syngenta.

Однако не всем нравится, что крупные международные компании стремятся монополизировать селекцию зерновых культур. Так, Национальный Союз Фермеров (The National Farmers Union) опасается роста цен на зерно для фермеров. Инициативная группа по вопросам эрозии, технологий и концентрации (ETC Group) критично настроена к засилью корпораций в производстве пестицидов для зерновых. Согласно ее данным, тройка крупнейших корпораций контролирует 53% мирового рынка зерна, а десятка - до 73%.

Другие компании, в том числе Зерноводы Канады (Grain Growers of Canada) поддерживают частное растениеводство наряду с государственным. Согласно данным ETC Group, швейцарская компания Syngenta, является одной из крупнейших компаний по производству зерна и ядохимикатов. На одних продажах пестицидов в 2011 году она заработала более 320 миллиардов рублей. Однако размер компании дает так же необходимый оборот средств, чтобы активно инвестировать исследования пшеницы.

Из 27000 сотрудников компании Syngenta, около 450 работает над сортами пшеницы, и для компании это долгосрочный приоритет. «Это искусство, не просто наука. Оно требует стойкости и терпения. Селекционеры настроены очень оптимистично. Поддаться пессимизму и сдаться было бы легко, но необходимо держаться».

Повышенное внимание Syngenta к пшенице совпало с серьезными изменениями в этом сельскохозяйственном секторе в западной Канаде. Правительственная организация Agriculture и AgriFood Canada, которая на протяжении 40 лет выращивала до 75% пшеницы различных видов, заявила, что прекращают производить новую пшеницу и сосредоточится на развитии новых направлений, которые смогут коммерциализировать другие.

В то же время в прошлом году закончилась монополия Канадской зерновой комиссии (Canadian Wheat Board) на экспорт зерна, а министр по сельскому хозяйству Герри Ритц (Gerry Ritz) настаивает на систематизированной регистрации новых сельскохозяйственных культур. Как сказал Дрегер, у него есть несколько хороших идей по ускорению продвижения на рынок новых сортов пшеницы, но его компания ждет, пока не будут четко сформированы критерии этой регистрации. «Единственно что непонятно - будет ли принимать решения одна определенная группа, и насколько эта группа будет политически независима».

Фермерам в первую очередь нужны высокоурожайные сорта пшеницы, однако, однако любые новые сорта должны удовлетворять потребности своих конечных пользователей, сказал он.

Ни сотрудники Syngenta, ни кто-либо из приглашенных на встречу не упоминали генетически модифицированную пшеницу. «Syngenta поддерживает подобные технологии, однако мы четко осознаем, что их нельзя использовать до того, как эти технологии будут приняты обществом», - сказал Дрегер. - «Ресурсы наши ограничены, и сейчас, нам кажется, мы должны вкладывать их в другие технологии и методики, которые помогут фермерам в краткосрочной или среднесрочной перспективе. Это будет полностью принято производителями и пойдет им на пользу».

Олег Крафт, по материалам Manitoba Co-Operator

Оригинал статьи на AgroXXI.ru